Комментарии
rss - больше» Новости проекта
Огурцово-ИНФО - Одинцовский блог
|
«Сожжена Гебела, самое красивое дитя Вюрцбурга»751 Вторник, 20 июля 2010, 12:07 Такие блоги нужно копировать. Тысячелетняя культурологическая катастрофа: способны ли мы извлечь из неё урок? Посмотрите внимательно на этот график, который построен по таблице из книги всемирного известного социолога Питирима Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1957). Я считаю его самым важным графиком, характеризующим историю человеческой цивилизации. Он показывает тысячелетнюю культурную катастрофу, которая случилась с человечеством и затормозила его развитие сильнее любой чумы или татаро-монгольского нашествия. По горизонтали отложены века. Отрицательные цифры — века до нашей эры. Положительные — наша эра, до 19 века включительно. Синие квадраты показывают число изобретений и открытий, сделанных в данном веке. Информация для графика была собрана одним кропотливым немцем в 1908 году, который никакого отношения к дальнейшим выводам не имеет. Синий график — логарифмический: если по вертикали отложено значение 1, это означает, что в данном веке было сделано 10 открытий, если 2 — то 100 открытий. Первые открытия и изобретения были зафиксированы в 8-7 веках до нашей эры. Потом число открытий выросло до примерно четырёх десятков и оставалось на таком уровне 800 лет. 2 век — последний век этого периода, именно в 2-м веке Птолемей создал свой Альмагест. Потом число изобретений и открытий падает всего лишь до четырёх в период с 5-го по 8-й век. То есть научно-техническое развитие человечества резко — в 10 раз! — замедляется. В 9-12 веке число открытий растет, но очень медленно — от 6 до 12. Лишь в 13 веке число открытий и изобретений достигает 53, то есть достигает уровня Древней Греции и Рима. Что за культурная катастрофа случилась с человечеством в 5-13 веках? 14 век показывает медленный рост — 65, а 15 век вдвое разгоняет прогресс — до 127, и далее пошло со стремительным ускорением: 16 век — 429, 17 век — 691, 18-ый — 1578, 19-ый век — 8527 открытий и изобретений. Теперь обсудим второй график по данным Сорокина — сиреневый и штрихованный. Это график влияния эмпиризма в общем умонастроении общества в данном веке. Эмпиризм — это «истина чувств», это стремление извлекать знание из чувств, из практики, из опыта. Если истину пытаются извлечь из святых текстов или из попыток мысленного постижения мира или божьего промысла — то это уже не эмпиризм. Методология построения графика основана на тщательном анализе тысяч трудов мыслителей разных веков и опять-таки эти данные были получены совершенно независимо от графика научно-технических свершений. Сиреневый график эмпиризма — линейный. Доля эмпиризма в общем умонастроении была получена в процентах. Если возьмёте число по вертикальной оси и умножите его на 10, то получите этот процент. То есть в Древней Греции и Риме эмпиризм поддерживался 15-25% мыслителей. С 6 по 10 век таких мыслителей практически не было. И только в 11 веке люди снова заговорили о том, что истину можно добывать из опыта, а не из чтения и толкования святых текстов. Далее рост эмпиризма и количества научно-технических достижений становится дружным и совместным. Причину провала научно-технического развития человечества с 5 по 13 век верующий человек и очень сведущий в истории социолог Сорокин видит в исчезновении эмпиризма из культуры человечества. Попросту говоря, это означает повсеместное распространение религии, причем очень агрессивной ко всем инакомыслящим. Что такое первый «провальный» век — пятый век нашей эры? Это первый век без Александрийского мусейона — крупнейшего научного учреждения античного мира. Там была библиотека, обсерватории, университет. Туда приезжали учиться множество великих ученых Греции и Рима. Высокая математическая культура, изящные эксперименты — чего стоит только измерение Эрастофеном радиуса Земли с помощью анализа теней в глубоких колодцах Асуана. Христианская церковь, получив от императора Рима Константина в 4 веке мандат на полновластие, быстро реализовала его, разрушив Мусейон в 391 году, а в 410 году убив последнего яркого представителя александрийских учёных — Гипатию. Последний её ученик был также зарезан два года спустя, остальные учёные попросту сбежали от террора и крупнейший центр науки Древнего мира перестал существовать. Вот вам и начало первого «пустого» века. Церковь безраздельно правила Европой тысячу лет, задавив все ростки свободомыслия и науки. Это не слова, это факты — ещё раз посмотрите на график числа открытий, который доказывает тяжелейшую культурную катастрофу, которая разразилась в Европе, начиная с 4-5 века. Эта катастрофа видна и по многим другим фактам. Если грамотность была обычной среди свободных горожан греческих и римских полисов, то этот странный культурный обычай был прочно позабыт в те «пустые века», которые называют ещё «тёмными веками». Император Карл Великий (747-814) был неграмотен, как и его графы! После 11 века начался рост эмпиризма (который можно назвать «здравым смыслом») и — как следствие — научно-технический прогресс. Обратите внимание на то, что эмпиризм, достигнув в 14 веке высоких 17%, снова падает до 7% в 15 веке и до 14% в 16 веке? Что это? Видимо, это действие включившегося репрессивного механизма инквизиции, которым церковь пыталась затормозить начавшееся брожение умов. Конечно, это ударило в первую очередь по свободе мыслевыражения, но и рост числа открытий после 16 века тоже имеет признаки замедленного роста. Только с 18 века церковь ослабела: преследовала, но не жгла. Наука получила сравнительную свободу, и мы видим фантастический прогресс в количестве открытий и изобретений. А если бы не было влияния церковной абсолютной монархии? Представьте, что нет этого провала 5-13 веков и современный научно-технический рост начинается на 800 лет раньше? Я думаю, мы давно бы летали на Марс… Если вы полагаете, что деятельность инквизиции — это, в основном, знаменитые процессы над Галилеем и Бруно, то вы ошибаетесь. Хотите получить представление о масштабах и характере обычных действий инквизиции в средние века? Вот двадцать девять протоколов инквизиции только одного германского города Вюрцбурга, опубликованные в книге «Рассказы о колдовстве и магии» (1852) Томаса Райта, член-корреспондента Национального Института Франции. Это начало 17 века — как раз во времена знаменитого судилища над Галилеем. Многим безымянным жертвам инквизиции не отвели в протоколах даже отдельной строчки. «Чужие» — это лютеране. В первом сожжении — четыре человека. Вдова старого Анкера. Жена Либлера. Жена Гутбродта. Жена Хекера. Во втором сожжении — четыре человека. Две чужие женщины (имена неизвестны). Старая жена Бевтлера. В третьем сожжении — пять человек. Тунгерслебер, менестрель. Четыре жены горожан. В четвертом сожжении — пять человек. Чужой мужчина. В пятом сожжении — девять человек. Лутц, знаменитый лавочник. Жена сенатора Баунаха. В шестом сожжении — шесть человек. Жена толстого портного. Чужой мужчина. Чужая женщина. В седьмом сожжении — семь человек. Двенадцатилетняя чужая девочка. Чужой мужчина, чужая женщина. Чужой управляющий (Шултхейсс). Три чужие женщины. В восьмом сожжении — семь человек. Сенатор Баунах, самый толстый горожанин Вюрцбурга. Чужой мужчина. Две чужие женщины. В девятом сожжении — пять человек. Чужой мужчина. Мать и дочь. В десятом сожжении — три человека. Штейнахер, очень богатый человек. Чужой мужчина, чужая женщина. В одиннадцатом сожжении — четыре человека. Двое мужчин и две женщины. В двенадцатом сожжении — два человека. Две чужие женщины. В тринадцатом сожжении — четыре человека. Маленькая девочка лет девяти или десяти. Девочка моложе ее — ее маленькая сестра. В четырнадцатом сожжении — два человека. Мать вышеупомянутых двух маленьких девочек. Девушка двадцати четырех лет. В пятнадцатом сожжении — два человека. Мальчик двенадцати лет, в первом классе. Женщина. В шестнадцатом сожжении — шесть человек. Мальчик лет десяти. В семнадцатом сожжении — четыре человека. Мальчик лет одиннадцати. Мать и дочь. В восемнадцатом сожжении — шесть человек. Два мальчика в двенадцатилетнем возрасте. Дочь д-ра Юнге. Девушка лет пятнадцати. Чужая женщина. В девятнадцатом сожжении — шесть человек. Десятилетний мальчик. Еще мальчик в двенадцать лет. В двадцатом сожжении — шесть человек. Дитя Гебела, самая красивая девушка в Вюрцбурге. Два мальчика, каждому по двенадцать лет. Маленькая дочь Степпера. В двадцать первом сожжении — шесть человек. Мальчик четырнадцати лет. Маленький сын сенатора Штолценбергера. Два питомца школы. В двадцать втором сожжении — шесть человек. Штурман, богатый бондарь. Чужой мальчик. В двадцать третьем сожжении — девять человек. Мальчик Давида Кротенса девяти лет. Два сына княжеского повара, одному четырнадцать, другому десять лет В двадцать четвертом сожжении — семь человек. Два мальчика в больнице. Богатый бондарь. В двадцать пятом сожжении — шесть человек. Чужой мальчик. В двадцать шестом сожжении — семь человек. Вейденбуш, сенатор. Маленькая дочь Валкенбергера. Маленький сын пристава городского совета. В двадцать седьмом сожжении — семь человек. Чужой мальчик. Чужая женщина. Еще мальчик. В двадцать восьмом сожжении — шесть человек. Младенец, дочь д-ра Шютца. Слепая девушка. В двадцать девятом сожжении — семь человек. Толстая благородная дама (Эдельфрау). Доктор богословия. ИТОГО: «Чужих» мужчин и женщин, т. е. протестантов 28 Горожан, по-видимому, состоятельных людей 100 Мальчиков, девочек и малых детей 34 В течение девятнадцати месяцев 162 Откуда такая жестокость? От жадности. Инквизиция была не только инструментом контроля над инакомыслием. Церковь радостно забирала себе имущество осуждённых и одновременно богатела на продаже индульгенции тем, кто был ещё не попал под суд, но уже был до смерти запуган инквизиционными кострами. Профессор Драйпер, который, в отличие от диакона Кураева, не сомневается в конфликте между религией и наукой, в книге, которая так и называется: «История конфликта между религией и наукой» (1874) пишет: «Семьи осужденных подвергались полному разорению. Ллоренте, историк инквизиции, подсчитал, что Торквемада и его приспешники в течение восемнадцати лет сожгли на костре 10220 человек; изображений человеческих сожжено 6819; наказано иными способами 97321 человек. Папское правительство получило большие суммы денег путем продажи богатым разрешений, освобождающих их от посягательств инквизиции». Когда вы будете слушать (а вы их непременно услышите и ещё не раз!) сладкие сказки нынешних святых отцов о том, как церковь создала науку и как она оказалась в средние века наследником принципов гуманизма, вспоминайте этот сорокинский график тысячелетней культурной катастрофы и этот обыденный и провинциальный, нацарапанный ленивым зевающим монахом, инквизиционный список из 162 сожженных горожан, среди которых было 27 девочек от 7 до 10 лет, безымянная слепая девушка и Гебела, самое красивое дитя Вюрцбурга.
Конец блога. Аналогичный график приведён в одном из демотиваторов: Христианство. Только подумайте, сейчас мы могли бы осваивать Галактику. На графике — достижения цивилизаций, египетской, греческой, римской. Затем идут века христианского средневековья, эпоха возрождения, годы просвещения, современные годы |
||
|
Да, сейчас церковь исчерпала себя, но факт есть факт — при всех издержках это основа государственности европейской цивилизации, ныне находящейся в стадии смерти.
Циклы продолжительностью в тысячу лет — это не циклы, это диагноз.
поведение графика можно же по разному трактовать. например провал в количестве открытий можно элементарно объяснить тем, что произошло насыщение. цивилизация, находясь на своем уровне миропонимания, открыла всё, что смогла открыть и понадобились столетия, чтобы перейти на новый уровень осознания мира.
обратите внимание — что первые пички в графиках соответствуют языческому периоду земных культур и в этом плане восточные народы (китай, персы) продвинулись может быть даже дальше наших предтеч — греков и римлян. Однако же период христианства сделал что-то такое с сознанием европейцев, что обеспечило мощнейший всплеск современной научной мысли стартовавший в 16-17вв.
А примеры — собственно гибель Рима, разбитого дикими варварами, затем сильно превзошедшими его (и это не наследие Рима, т. к. как упомянуто в посте гыгыгыста, это самое наследие было уничтожено).
Теорию подобия помнишь? Если что-то часто происходит на локальных уровнях, вполне можно предположить и более крупную закономерность. Более локальные уровни — это гибель Российской Империи и рождение СССР в почти тех же границах; Великая Французская революция, участники которой с задором и упоением повырезали друг друга заодно со всей интеллигенцией; «новый Китай», страна-помойка после свержения империи, восстановившаяся только после окончательного прихода власти коммунистов.
Масса примеров, в общем. На ещё более низких уровнях — те же циклы, Жюгляра, Кондратьева и тому подобное.
Библиотека в Александрии разрушена примерно в это же время христианами, Гипатия убита, её ученики разбежались, кто куда смог — если смог. Олимпийские игры были запрещены христианами. Множество храмов уничтожено, некоторые перестроены. Это была чума, уничтожавшая всё на своём пути. Дикие варвары? Это были дикие христиане. Примерно такого же уровня дикости и фанатизма, как некоторые отмороженные на голову мусульмане из Аль-Каеды сегодня.