Профессиональный праздник представителей различных этнографических школ, введен в честь дня рождения этнографа и путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая. 17 июля.
По свидетельствам очевидцев, впервые День этнографа начал отмечаться по инициативе первого заведующего кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ Р. Ф. Итса.
Таким образом, праздник активно отмечается с 70-80-х XX века. Поскольку середина июля является традиционным временем для проведения этнографических практик, праздник, приходившийся на середину экспедиции, быстро завоевал себе популярность. Число отмечающих его специалистов растет с каждым годом. К настоящему времени какой-либо унифицированной традиции празднования Дня этнографа не сложилось. В каждом учреждении, а порой и в каждом экспедиционном отряде существуют свои неписаные правила, по которым справляется этот праздник.
В качестве общих атрибутов праздника можно назвать: торжественное застолье с непременныым произнесением тостов в честь Миклухо-Маклая и Р. Ф. Итса. Помимо этого, в День этнографа обыкновенно проходят свое «посвящение» неофиты — люди, впервые участвующие в этнографической экспедиции. http://www.otmechaem.ru/holiday/748
Здесь рубят лес и зарастают пашни. В церквах — зерно. Молчат колокола. И колокольни — пизанские башни - вот символ каргопольского села! И у подножья башни той пизанской, Забыв про город, дом и про друзей, Этнограф молит сиротой казанской И клянчит вещи в свой родной музей. Зайду в избу за речкой, на пригорке: прогнили грабли, цеп лежит без дел, В посуде темной масло все прогоркло, А жернов каменный от скуки поседел. Добротен дом был. Крепок был фундамент - Разрухой смотрят окна на меня. Набилки скромной резаный орнамент Несет эмблемы солнца и огня. Чердак заброшенный. В пыли за балкой, Где жухнут веники, истлело помело, Вдруг заиграет расписная прялка, Как птицы Сирин вещее крыло. И встали в ряд горшок, коса-горбуша, Из вереса подойник, ткацкий стан. Подай ладонь им, и раскроют душу: В них тайна есть. И здравый смысл им дан. Так воскресим их души, сохраним тела! Все это наши «общие дела». Сергей СТАРОСТЕНКОВ.
Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился 17 июля 1846, село Языково-Рождественское Боровичского уезда, Новгородская губерния — Санкт-Петербург — российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870-1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи. Этот берег в русскоязычной литературе называют Берег Маклая. Считается, что Николай Николаевич впервые описал зверька кускуса, живущего на Новой Гвинее. Автор около 160 научных трудов. Был защитником колониальных народов. ***Выступал против расизма и колониализма: Я сказал выше, что влияние миссионеров на южном берегу растет, и выставил хорошие стороны их влияния: туземцы учатся читать и писать и т. д.; но мне не пришлось сказать о теневой стороне появления миссионеров на островах Тихого океана. Эта теневая сторона, по моему мнению, состоит главным образом в том, что за миссионерами следуют непосредственно торговцы и другие эксплуататоры всяческого рода, влияние которых проявляется в распространение болезней, пьянства, огнестрельного оружия и т. д. …Эти «благодеяния» едва ли уравновешиваются умением читать, писать и петь псалмы!***День рождения Миклухо-Маклая является профессиональным праздником этнографов.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи
В церквах — зерно. Молчат колокола.
И колокольни — пизанские башни -
вот символ каргопольского села!
И у подножья башни той пизанской,
Забыв про город, дом и про друзей,
Этнограф молит сиротой казанской
И клянчит вещи в свой родной музей.
Зайду в избу за речкой, на пригорке:
прогнили грабли, цеп лежит без дел,
В посуде темной масло все прогоркло,
А жернов каменный от скуки поседел.
Добротен дом был. Крепок был фундамент -
Разрухой смотрят окна на меня.
Набилки скромной резаный орнамент
Несет эмблемы солнца и огня.
Чердак заброшенный. В пыли за балкой,
Где жухнут веники, истлело помело,
Вдруг заиграет расписная прялка,
Как птицы Сирин вещее крыло.
И встали в ряд горшок, коса-горбуша,
Из вереса подойник, ткацкий стан.
Подай ладонь им, и раскроют душу:
В них тайна есть. И здравый смысл им дан.
Так воскресим их души, сохраним тела!
Все это наши «общие дела».
Сергей СТАРОСТЕНКОВ.
Считается, что Николай Николаевич впервые описал зверька кускуса, живущего на Новой Гвинее.
Автор около 160 научных трудов. Был защитником колониальных народов. ***Выступал против расизма и колониализма:
Я сказал выше, что влияние миссионеров на южном берегу растет, и выставил хорошие стороны их влияния: туземцы учатся читать и писать и т. д.; но мне не пришлось сказать о теневой стороне появления миссионеров на островах Тихого океана. Эта теневая сторона, по моему мнению, состоит главным образом в том, что за миссионерами следуют непосредственно торговцы и другие эксплуататоры всяческого рода, влияние которых проявляется в распространение болезней, пьянства, огнестрельного оружия и т. д. …Эти «благодеяния» едва ли уравновешиваются умением читать, писать и петь псалмы!***День рождения Миклухо-Маклая является профессиональным праздником этнографов.