Комментарии
rss - больше» Новости проекта
Огурцово-ИНФО - Одинцовский блог
|
Церковь забирает Соловки себе1 583 Пятница, 21 августа 2009, 21:26 Патриарх Кирилл, известный своими скандальными заявлениями (к примеру, о том, что Великая Отечественная война была послана нашему народу богом как наказание за грехи, и громадные потери следует рассматривать как искупительную жертву Христу), поехал на Соловецкие острова. Там он предложил членам попечительского совета по возрождению Соловецкого монастыря разработать концепцию дальнейшего развития Соловков как уникального центра духовной жизни в масштабах всей Европы. По словам патриарха, на Соловках необходимо создать церковно-научный центр по изучению подвига новомучеников и исповедников XX века. А еще предстоятель предложил открыть в стенах монастыря учебное заведение для подготовки богословов. К историческому месту и известному туристическому центру церковь подкрадывалась давно. В минувшем году представители РПЦ неоднократно высказывали обеспокоенность коммерциализацией Соловецкого архипелага: "попытками распродажи земель под коттеджи, масштабными проектами развития туристической инфраструктуры, организацией на островах мероприятий, оскверняющих святость этих мест и память заключенных, принявших здесь мученическую кончину". Поэтому Общественная палата обратилась к руководству России с просьбой рассмотреть вопрос о правовом обеспечении особого охранного статуса всей территории Соловецкого архипелага как "духовно-исторического места". Теперь коммерциализация архипелага будет проходить под зорким оком церковников - примерно так, как с этим обстоят дела в более близком одинцовцам Саввино-Сторожевском монастыре, где музейные работники охраняли историческую реликвию в неприкосновенности, а монахи развернули активное строительство, срубили фрески в одной из церквей, построили кафе и прочую инфраструктуру по приёму паломников и зарабатыванию денег. Правительство России стоит на стороне церковников, в июне этого года руководитель аппарата правительства Сергей Собянин поручил федеральным ведомствам окончательно решить этот вопрос, завершить передачу Русской православной церкви объектов монастырского комплекса и вывести из его стен Соловецкий музей-заповедник.
Особый акцент при освещении визита патриарха на Соловки делается на зверства коммунистического режима, который создал в монастыре вначале исправительно-трудовой лагерь, а затем - тюрьму.
Однако не только эти жертвы нам следует поминать, вспоминая о Соловках. Издревле (с 1554 года) этот монастырь являлся местом ссылки опальных вельмож и церковных деятелей. При монастыре существовала и тюрьма (построена в 1579 году), содержание в которой, как и во всех церковных острогах, было значительно более жёстким, чем в "гражданских" тюрьмах того времени. В одной из башен Соловецкого монастыря были организованы специальные тюремные кельи. Это были маленькие и тёмные помещения с небольшими отверстиями вместо двери, через которые заключённые проникали внутрь. В XIX в. местные жители рассказывали о суровом режиме в этой тюрьме — заключенных морили дымом, замуровывали, пытали. Монастырская тюрьма постоянно расширялась. В 1798 году под тюрьму было приспособлено выстроенное ранее здание, а в 1842 году для заключённых построили специальное трёхэтажное здание и особые казармы для тюремной охраны. В новой тюрьме в полуподземном нижнем этаже были небольшие чуланы, без лавок и окон, куда помещали особо важных преступников. Существовали здесь и земляные ямы, содержание в которых было фактически особым родом пытки. Публика попадала в эту тюрьму самая разная - мог угодить поп, помочившийся спьяну в церкви, а могли держать государственного преступника. Содержали здесь лиц, выступавших против официальной государственной церкви - различных раскольников, людей, интересовавшихся протестантизмом. Попадали и душевнобольные. Очень часто, наоборот, здоровые люди здесь сходили с ума. В 1835 году была проведена жандармская ревизия Соловецкой тюрьмы, ревизия признала, что заключённые Соловецкой тюрьмы несли наказания, значительно превышавшие их вину. В результате проверки несколько из заключённых были освобождены, а некоторые были переведены в обычные монастырские кельи. Известен монастырь и очень крупным пролитием крови. В 17-м веке соловецкие монахи не приняли церковных реформ, инициированных царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, и началось знаменитое Соловецкое восстание. Осада крепостных стен монастыря царскими войсками длилась семь с половиной лет, взять монастырь было дело нелёгким - за стенами заперлись порядка 1100 человек. В 1676 году крепость была взята в результате предательства одного из монахов, старообрядцы были жестоко казнены. Массовое убийство продолжалось целый день.
Лагерь для политзаключённых на архипелаге Соловки в ХХ веке просуществовал 16 лет, с 1923 по 1939 годы. При царях монастырская тюрьма работала с 1579 по 1883 годы - то есть три века. Почему, поминая мучеников коммунистического режима, православная церковь не поминает мучеников православной церкви и царского режима, конечно, всем понятно - своих собственных преступлений замечать традиционно не принято. Но очень хочется скрыть историческую правду за плотной пеленой обличений других людей в их грехах.
Пока неясно, какая именно площадь архипелага будет передаваться церкви - все острова это 347 квадратных километров, 900 гражданских жителей, чья судьба тоже пока неясна. Вероятны и выселения - так же точно, как это ранее происходило на Валааме, также определённого правительством в собственность православной церкви. На Соловках есть гостиницы, аэропорт, морские причалы, магазины, школа. Не исключён вариант, что всё это тоже станет церковным. |
||
|
К Валааму уже давно подобрались, и от жителей избавились
Почти все, что сказано про ССМ в этом посте - ложь.
Будет хорошо, если все монастыри, переданные церкви изменятся, как Саввино-Сторожевский.
Да-да, превратим все исторические реликвии в православный диснейленд!
В каждом древнем строении нужно открыть паркинги для паломников, обжираловки, сауны с бассейнами.
В жопу нудных учёных с ихними охами и ахами по поводу какой-то слабенькой и некрасивой древней росписи - нужно всё сделать, чтоб было красиво.
А какие изменения происходят реально - это уже не все знают, но иногда в прессе проскакивает:
«Скит постепенно сползает в сторону реки Сторожка. Если сейчас мы не озаботимся решением этой проблемы – укреплением фундаментов зданий скита, то можем вообще потерять величайшую святыню Русского Православия. У нас также есть заключение специалистов о том, что в связи с оттепелью ноября-декабря 2006 г. процесс разрушения скита только усугубился», – сообщил игумен Савва.
По словам отца Саввы, еще в ходе недавно проведенной реставрации скита были обнаружены пустоты в фундаменте храма, которые удалось заполнить бетоном. В скиту в настоящее время живет братия под началом скитоначальника игумена Феодосия, однако богослужения в храме совершать запрещено в виду критического состояния здания.
******
В Звенигороде во время проведения реставрационных работ в Саввино-Сторожевском монастыре вместе со сбитым слоем штукатурки были уничтожены фрески конца XVII века, представляющие культурную ценность. Подняли тревогу сотрудники Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, находящегося в монастыре: на сбитой штукатурке были обнаружены фрагменты старинных фресок. Реставраторы-монахи, проводившие работы, заявили, что сбитые фрески не представляют никакой художественной ценности и что украшение храмов это внутреннее дело монастыря. Музейные работники восприняли свершившееся как варварство и обратились за помощью в Министерство культуры.
В Саввино-Сторожевский монастырь прибыла специальная комиссия, которая установила, что реставрация в Преображенской церкви была начата без соответствующего разрешения Минкульта. Стены не исследовали на предмет выявления под старыми побелкой и покраской живописи или деталей архитектуры, представляющих художественную и историческую ценность. В результате этих нарушений и были сбиты фрагменты росписей. Теперь реставраторам и Министерству культуры предстоит решить, восстанавливать старые фрески или расписывать стены заново.
Но, как видим, пипл хавает. Харчевни и парковки - это да, это вещь. А всякая фигня нам ни к чему. Фрески можно и новые намалевать. А скит Сергию вообще можно поставить новый - на бетонном фундаменте, мраморный.
В каждом древнем строении нужно открыть паркинги для паломников, обжираловки, сауны с бассейнами.
В жопу нудных учёных с ихними охами и ахами по поводу какой-то слабенькой и некрасивой древней росписи - нужно всё сделать, чтоб было красиво.
Сами были в этом "православном диснейленде"?
Или всему верите в статьях таких ГоГогостов?
Хотя патриарх проповедующий скромность с Брегетом на запястье - это только в несчастной России может быть.
да, был. В кафе все блюда по стольнику.
И вот вам ещё, для размышления - там я не был, но причин не верить специалистам у меня нет:
Нужны ли памятники церкви?
(Нужны ли памятники церкви? Некоторые факты нарушений религиозными организациями сохранности наиболее известных памятников истории и культуры, предоставленных им в пользование в 1990-х гг. Наследие народов российской федерации №2 октябрь-декабрь 2002 С. 54 - 57)
Некоторые факты нарушений религиозными организациями сохранности наиболее известных памятников истории и культуры, предоставленных им в пользование в 1990-х гг.
Владимирская область
Вязники
• Кладбищенская церковь. Кон. XIX в.
Сбита штукатурка вместе с живописью XIX в.
Владимир
• Успенский собор Княгинина монастыря. XVI в.
После регистрации при храме монастырской женской общины монахини разместились на постоянное проживание в галерее памятника XVI в. с росписями. При этом уникальные фрески моются с применением обычных моющих средств.
• Владимирский Успенский собор. XII-XVI вв.
Под угрозой живопись Андрея Рублева. Нарушается температурно-влажностный режим, не соблюдается установленное в целях обеспечения сохранности росписи количество богослужений, используются обычные, неочищенные свечи. В результате этого отреставрированные двадцать лет назад фрески Андрея Рублева закоптились. На них появились осыпи и царапины. На стенах храма появились надписи, нанесенные посетителями.
Выломан первоначальный белокаменный пол в алтаре и заменен на мраморный, что совершенно противопоказано для сохранения находящихся в жертвеннике фресок Рублева. Так как мрамор и белый камень имеют различную водопроницаемость, вся влага будет накапливаться в белом камне с фресками XV в.
Александрова слобода
• Троицкий собор с фресками XVI в., с уникальными позолоченными Тверскими и Васильевскими вратами XVI в., вывезенными Иваном Грозным из разграбленного им Новгорода Великого.
Значительно ухудшилось состояние золотой наводки на Васильевских вратах, эти утраты пытаются ликвидировать самостоятельно, грубо бронзируя пострадавшие участки позолоты. Настоятельница Успенского монастыря всячески препятствует музейному показу Троицкого собора и проведению в нем реставрационных работ.
Изъятый несколько лет назад у музея-заповедника и переданный монастырю настоятельский корпус до сих пор находится в неудовлетворительном техническом состоянии, не используется, реставрационные работы не ведутся.
Стефано-махрищенский монастырь
• Троицкая церковь. XVI -XVIII в.
Проведено несанкционированное вскрытие фундамента церкви без получения Открытого листа в Институте археологии РАН. Отчета по раскопкам не предъявлено.
Вологодская область
Белозерск
• Успенский собор. XVI в.
Доведен до аварийного состояния грандиозный многоярусный резной иконостас XVI в. в связи с нарушением требований температурно-влажностного режима.
Костромская область
Нерехта
• Ильинская церковь. XVIII в.
Частично сбита темперная роспись XVIII в.
Галич
• Паисиев Успенский монастырь. XVII в.
По инициативе настоятельницы сбиты фрагменты древних цоколей, резко завышен уровень нового пола, что привело к искажению внутреннего облика храма. Работы на памятниках ведутся с грубым нарушением реставрационных норм с применением цемента, который в данных работах противопоказан.
Кострома
• Кафедральный Богоявленский собор Анастасьинского монастыря. XVI в. По благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра испорчена роспись работы Гурия Никитина в подклете собора, подготовленная к реставрации. При этом реставраторов в подклет собора не пускали.
Москва
• Церковь Трифона в Напрудном. XV в.
Пробиты ниши в стенах XV в. для установки радиаторов.
• Трапезный храм Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре. XVII в.
По указанию настоятеля растесаны арки алтаря, сбиты фрагменты живописи XVIII в., резко поднят уровень пола, переделано знаменитое высокое парадное крыльцо.
Московская область
Николо-Архангельское. Балашихинский район
• Никольский храм. XVIII в.
Записана маслом отреставрированная живопись XVIII в.
Троицкое-Кайнарджи. Балашихинский район
• Троицкая церковь. XVIII в.
Настоятелем заменено ценное паникадило XVIII в. на современное.
Мытищи
• Владимирская церковь. Начало XVIII в.
В переданном общине храме разобран алтарь, расширен и сделан заново. Растесаны окна трапезной XVIII в.
По решению настоятеля сбиты барочные наличники, надстроена трапезная, пристроены трехэтажные жилые помещения.
Дубровицы. Подольский район
• Знаменская церковь. 1697 г. В белокаменной кладке церкви, не имеющей аналогов в русском зодчестве по богатству скульптурного декора, сделаны штрабы (выбоины) для электропроводки.
Звенигород
• Успенский собор на Городке. 1398 г. Росписи Андрея Рублева и его круга.
Отреставрированные двадцать лет назад фрески полностью скрыты под пленкой копоти и грязи, появились высолы и утраты красочного слоя из-за нарушения температурно-влажностного режима и использования некачественных свечей. Рядом с собором без разрешения органов охраны памятников воздвигнута новая церковь.
• Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря. Начало XV в.
Построены новые хоры, совершенно исказившие облик древнего храма.
Дмитровское. Красногорский район.
• Церковь Дмитрия Солун-ского. Конец XVII в.
Исчез иконостас сер. XIX в.
Новгородская область
Новгород Великий
• Софийский собор. XII в.
При использовании обычных свечей оседает копоть на фрагменты фресок XII в., обтираются одеждой верующих низко расположенные фрагменты росписи.
В южной паперти собора имеется археологический раскоп, открывающий фрагменты древних частей храма и росписи 1144 г. со знаменитым полуфигурным Деисусным чином. Архиепископ Новгородский Лев настаивает на закрытии этого раскопа.
Ярославская область
Углич
• Успенская «Дивная» церковь в Алексеевском монастыре. XVII в.
Пристроено новое крыльцо церкви.
Петровск
• Преображенская церковь. Начало XIX в.
При покраске фасада использованы нетрадиционные цвета:
кровля, рамы и двери выкрашены в синий цвет.
Ростов Великий
• Яковлевская церковь Спасо-Яковлевского монастыря. XVIII в.
По приказанию настоятеля сбита роспись начала XIX в. с панорамным видом Ростова, выполненная известным живописцем Тимофеем Медведевым. Уничтожен иконостас XVIII в.
Переславль-Залесский • Сретенская церковь. По указанию настоятеля со
стен сбита хорошо сохранившаяся
роспись сер. XIX в.
• Успенский собор Ростовского кремля. XVI в.
Исчезло паникадило XVII в.
Смоленская область
Смоленск • Церковь Михаила Архангела (Свирская). XII в.
По несогласованному проекту была выполнена разводка системы отопления. При этом были уничтожены реставрационные зондажи. При побелке варварски забелены фрагменты живописи XII в. (!) Сделан мраморный пол, что для белокаменного храма совершенно недопустимо, так как создает подсос воды в белокаменную кладку из-за разной плотности материалов.
• Церковь Петра и Павла. XII в.
Спроектирован мраморный иконостас в белокаменном соборе. Последствия могут быть самые неприятные, так как это грозит намоканием каменной кладки. Кроме того, в белокаменной церкви XII в. не могло быть мраморного иконостаса.
• Успенский собор. XVII - XIX вв.
Холм, где стоит храм, был подрезан для строительства дома для священника. Начались подвижки грунта, замечены трещины в соборе. На реставрацию собора и укрепление грунта регулярно запрашиваются деньги из федерального бюджета
Документ довольно старый, можно не сомневаться, что сейчас положение усугубилось - культурных ценностей передано ещё более, а культуры у церковников не прибавилось.
Умник, а где был ты и твои ученые, когда отобранные храмы превращали в тюрьмы, склады и просто разрушались.
Чёта я не видел тебя и твоих защитников.
Гость: И вот вам ещё, для размышления
Умник, а где был ты и твои ученые, когда отобранные храмы превращали в тюрьмы, склады и просто разрушались.
Чёта я не видел тебя и твоих защитников
Это риторический вопрос. Ответить на него невозможно. В период времени о котором Вы сейчас говорите и ученых то осбых не было и денег на сохранение и консервацию всех храмов как культурного наследия, да и не всякий храм того заслуживает.
Кстати, а в РПЦ есть отдел, занимающийся вопросами реставрации, изучения, сохранения объектов культурно-исторического наследия, как, например, в Ватикане?
Гость: Умник, а где был ты и твои ученые, когда отобранные храмы превращали в тюрьмы, склады и просто разрушались.
Это риторический вопрос. Ответить на него невозможно. В период времени о котором Вы сейчас говорите и ученых то осбых не было и денег на сохранение и консервацию всех храмов как культурного наследия, да и не всякий храм того заслуживает