Комментарии
rss - больше» Новости проекта
Огурцово-ИНФО - Одинцовский блог
|
Сказка, которую не поняли1 637 Суббота, 6 ноября 2021, 13:32 Имя «Золушка» стало нарицательным и прочно ассоциируется с возможностью попасть в высшее общество из самых низов. В счастливом финале девушка награждена за терпение, трудолюбие и покорность браком с принцем. Сердца многих девушек и женщин, часто зависимых и унижаемых, эта сказка греет. Но Шарль Перро вовсе не имел этого в виду: Золушка не была ни бедной, ни жертвой. Читаем старую сказку внимательно, чтобы извлечь из нее полезный урок о возвращении себе по праву принадлежащей власти! Золушка — из богатой и знатной семьи Читаем сказку в переводе с французского Н. Касаткиной: «Жил однажды богатый и знатный человек. У него умерла жена, и он женился второй раз на такой бессердечной гордячке, какой больше не сыщешь». Из первого же предложения мы узнаем, что Золушка и богата, и далеко не из простой семьи. Как же так, мы ведь привыкли, что ей просто сказочно повезло… Шарль Перро сделал сказку классической и популярной, однако и братья Гримм внесли свою лепту. Что пишут они? Перевод с немецкого Г. Петникова: «Заболела у одного богача жена и почувствовала, что конец ей приходит». А если вспомнить, что в дальнейшем отца, мачеху, сестёр и саму Золушку приглашают на бал не куда-нибудь, а к королю, то всё логично. Отец Золушки и богач, и дворянин. Более того, в дальнейшем упоминаются очень дорогие наряды, драгоценности мачехи и сестёр, и несложно понять, что на бал приглашены не просто дворяне, а сливки общества. Следовательно, Золушка никакая не бедная сиротка без роду и племени, как мы привыкли думать. Это вовсе не история удачного замужества девушки из низов. Золушка — аристократка по происхождению, её семья вхожа в высший свет, кроме того, девушка — завидная наследница, получившая хорошее воспитание и знающая этикет в совершенстве. Помните, какое сильное впечатление она произвела на всех присутствующих на балу? Они её не только принимают за свою, а с удовольствием признают, что незнакомка — лучшая из них. «В зале сразу наступила тишина: гости перестали танцевать, скрипачи перестали играть — так все были поражены красотой незнакомой принцессы. — Какая красавица! — шептались кругом. Даже сам старик король не мог на неё наглядеться и всё твердил на ухо королеве, что давно не видел такой красивой и милой девушки. А дамы внимательно рассматривали её наряд, чтобы завтра же заказать себе точь-в-точь такой, только боялись, что не найдут достаточно богатых материй и достаточно искусных мастериц. Принц проводил её на самое почетное место и пригласил танцевать. Танцевала она так хорошо, что все еще больше залюбовались ею. Вскоре подали разные сласти и фрукты. Но принц и не притронулся к лакомствам — так он был занят прекрасной принцессой. А она подошла к своим сёстрам, приветливо заговорила с ними и поделилась апельсинами, которыми угощал её принц. Сёстры очень удивились такой любезности со стороны незнакомой принцессы». Шарль Перро Бесспорно, наряд очень красив. Однако Золушка и превосходно танцует, и, следуя этикету, беседует с сёстрами. Ей удаётся понравиться всем, от скрипача до короля, а это, согласитесь, непросто. Более того, чтобы очаровать принца, мало одного красивого платья и симпатичного личика. Здесь пазл сложился: приятная внешность + хорошие манеры + тонкий вкус + шлейф таинственности, который окружает незнакомку. Многие могут вспомнить советский музыкальный фильм-сказку «Золушка». Там ее отец — лесничий. Это нисколько не умаляет его высокого положения. Королевский лесничий — это начальник всех лесов королевства, своего рода министр лесного хозяйства. Вернёмся к тексту «Золушки». Почему же столь важная деталь, упомянутая в первом предложении сказки, практически не вспоминается? Вот основные причины: В работе «Истина и метод» немецкий философ Х.-Г. Гадамер говорит, что процессу понимания предшествует предпонимание. Зачастую наши предубеждения мешают понять изначальный смысл текста. Мы столько раз слышали о бедняжке, которой повезло выйти в люди, что первые строки Золушки пропускаются на уровне подсознания. Народные предания, облагороженные подлинными мастерами своего дела, в том числе и братьями Гримм, и Шарлем Перро, — это своего рода запрос общества. Нам хочется верить, что социальное чудо возможно, поэтому мы верим, не задумываясь, что это не чудо, а закономерность. Богатая юная аристократка с изысканным вкусом, безупречными манерами становится невестой принца. Что же тут чудесного? Так выгодно читать для сохранения гендерного порядка. А как же иначе использовать сказку, чтобы воспитывать удобную девушку и женщину? Будешь работящей, терпеливой, послушной — и тебе улыбнется счастье. Золушка — это своего рода пряник, возможность сослаться на житейскую мудрость, проверенную веками. Золушка как архетип: жертва? Имя героини — это не имя, а прозвище, и оно несёт информацию об основах жизни в символической форме. «Окончив работу, бедняжка забивалась в уголок у самого очага и садилась прямо на золу, за что старшая мачехина дочка прозвала ее Замарашкой. Но младшая, не такая грубиянка, как сестра, стала звать ее Золушкой». Архетип — это единица нашего восприятия. Разве не большинство смертных на протяжении веков мечтает выбиться в люди? С этой точки зрения архетип Золушки — яркое проявление комплекса неполноценности. Он формируется в бессознательном женщины в процессе её воспитания. В узком смысле он проявляется как пассивный тип поведения девушки, женщины. В широком — как ее социально подчиненное положение, полностью соответствующее патриархальному устройству общества. Поэтому-то психологи выделяют так называемый комплекс Золушки (или комплекс жертвы). Если смотреть на сюжет сказки с учетом знатности происхождения девушки и её прав на наследство, то ситуация абсурдна донельзя. Юная аристократка, полноправная наследница, вынуждена обслуживать не только сварливую мачеху, но и постоянно унижающих ее «сестренок». «Мачеха взвалила на девушку всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она и посуду чистила, и лестницу мыла, и полы натирала в комнатах капризной мачехи и ее избалованных дочек… Бедная девушка всё терпела и боялась жаловаться отцу — он только разбранил бы ее, потому что во всем слушался своей новой жены». Отец полностью под каблуком женщины властной и амбициозной. У Золушки даже имени своего нет, как нет и защиты, которая так нужна. Папенька даже не пытается оградить её от эмоционального и психологического насилия. Безвольный мужчина — хоть и с положением в обществе, при деньгах и завидных связях. Более того, родная дочь добровольно взваливает на себя все тяготы жизни, включая и постоянные упрёки новоявленных родственников, чтобы облегчить участь отца. Получается, что, зная о своём происхождении и правах, она абсолютно сознательно жертвует собой ради любимого папеньки и внешнего благополучия в доме. По возрасту героиня — подросток. В этот период родителям важно научиться понимать и слышать своего ребёнка. Здесь всё наоборот: это Золушка понимает отца и жертвует собой — дочь берёт на себя часть родительских функций. А её высокое происхождение и материальные блага делают архетип еще сильнее, чтобы подчеркнуть величину ее жертвы. В наши дни такой Золушкой может быть и старший ребёнок, не получающий должного тепла и эмоциональной связи с родителями, так как появились младшие дети. Женщины, прикованные к нелюбимой работе или зависимые от мужчины. У них низкая самооценка и страх изменений в жизни, часто говорят, что они пассивны и пребывают в ожидании чуда. Выходит, архетип Золушки — это жертва. Но только если не посмотреть на сказку под иным углом. Золушка как архетип: жертва или стратег? Золушка не пытается изменить то, что от неё мало зависит. Не затевает ссор с отцом, не тратит время на отстаивание прав у мачехи и сводных сестер. Однако при первом удобном случае (бал во дворце) она демонстрирует набор востребованных навыков. Например, с легкостью обманывает сестёр и узнает нужную информацию — миссис Марпл следует поучиться у Золушки так искусно изображать сон после бала, так узнавать о невиданной ранее красавице и прочим затейливым штучкам. «В то время, как она рассказывала волшебнице обо всем, что происходило на балу, раздался стук в дверь — это приехали сестры. Золушка пошла им отворять. — Долго же вы пробыли на балу! — сказала она, протирая глаза и потягиваясь, как будто только что проснулась. На самом деле, с тех пор как они расстались, ей совсем не хотелось спать». Как ловко и непринужденно Золушка узнаёт о самой себе и даже подстраховывается, чтобы окончательно убедиться, что сможет поехать на бал на следующий день именно в качестве незнакомой принцессы. «Она спросила, как зовут принцессу, но сестры ответили, что никто ее не знает и принц очень этим огорчен. Он что угодно отдал бы, лишь бы узнать, кто она такая. — Наверно, она очень красивая! — улыбаясь, сказала Золушка. — И счастливицы же вы! Как бы мне хотелось хоть одним глазком посмотреть на нее!… Милая сестрица, пожалуйста, одолжите мне ваше желтое домашнее платье. — Вот еще выдумала! — отвечала старшая сестра. — Чтоб я дала свое платье такой замарашке? Да ни за что на свете! Золушка так и знала, что сестра откажет ей, и даже обрадовалась — что бы она делала, если бы сестрица согласилась дать ей свое платье!» Золушка блестяще использует правило трех М: место, мера, момент. Конечно, ей помогает крёстная-фея. Однако все козыри она использует и сама, умело используя безотказные приёмы обольщения принца. Сохраняет интригу до последнего, уходит, когда интерес к ней на самом пике, и столь вовремя теряет туфельку, чтобы ее невозможно было забыть. Когда всего один бал способен решить судьбу, Золушка и целеустремленная, и дальновидная одновременно. Плюс ей еще и присущ здоровый авантюризм. Ведь мероприятие — при её-то положении в семье — танцы на горящих углях. При этом и с ролью жалкой замарашки, всегда прислуживающей всем и вся, и с ролью запоминающейся незнакомки она справляется блестяще. Если просто потанцевала и оставила при себе светлые воспоминания, то зачем постоянно носит с собой вторую туфельку? Не выбросила же, хотя иметь эту вещицу рискованно. Это условная бережливость или продуманная стратегия? Если внимательно прочитать сказку, можно убедиться, что Золушка далеко не наивная простушка. Сказка о любви или всё же о социальном статусе? И кстати, где в сказке любовь, которой всех пичкают под соусом сказки о Золушке? Где в сказке сказано о ней? Эта история — мечта о награде в виде удачного замужества и повышения социального статуса. В текстах нет упоминаний о том, насколько принц и Золушка любят друг друга, терзаются ли они неразделенными чувствами, мучаются ли от невозможности быть рядом. Это история о девушке, которая получила достойную награду за терпение и усердие, а туфелька — ее пропуск в новый мир с новой жизнью. На первый взгляд, посыл понятен: будь терпеливой, услужливой, хозяйственной — и тебе достанется целый принц. Но давайте ещё раз подумаем: кого созвали на бал? Скромных хозяюшек или всё-таки девушек из высшего общества? Говоря современным языком, Золушка на балу — самая крутая: превосходно одета, ведёт себя безупречно и её репутация чиста, как и сияющие туфельки. Она идеально вписывается в новую социальную роль: невеста принца — супруга принца — королева. Принц и все окружающие запоминают её именно по формальным признакам. Каким образом принц узнал о её богатом внутреннем мире и человеческих качествах? Пока что — по никаким. Так что аргумент «будешь трудолюбивой и терпеливой (то есть удобной) и получишь награду» — это проверенная манипуляция. В сказке Золушка не поражала принца редким умением штопать одежду или мыть полы до блеска. Она делала то, что предписывала будущая социальная роль: демонстрировала прекрасное воспитание, безупречный вкус и умение произвести впечатление. Другой вопрос, что удобного случая кардинально изменить жизнь раньше у неё не было. Плюс, как описано в сказке, отец полностью под влиянием мачехи, и Золушка понимает, что ей не изменить это. Что было бы, если бы шанс не подвернулся? О, это другая история. В сказке же описана ситуация, когда у Золушки есть законное право щеголять в роскошных нарядах, блистать при дворе и, конечно, носить самые изящные туфельки. Однако до определенного момента она не отстаивает свои права, оберегая отца. Ведь как описывает её автор: «У мужа была дочка на редкость кроткая и ласковая, вся в покойную свою мать, добрейшую женщину в мире». Бал — это катализатор, когда героиня понимает, что пора действовать. Интересно получается: столько лет Золушка терпела своё незавидное положение, а здесь — раз, и не желает мириться. Да и тётушка-фея, которая не интересовалась племянницей раньше, появляется так кстати. Интуиция подсказывает Золушке, что это не просто бал, а событие, способное изменить её жизнь. Бороться за место под солнцем в своём доме, соперничать с сёстрами и мачехой — это не столь важно для неё, она этого и не замечает. А вот попасть на бал нужно, даже если для этого надо использовать волшебные силы. Чем не иной взгляд на привычный архетип? Учиться, трудиться, не размениваться на мелочи — зато в нужный момент показать свои подлинные достоинства, «сделать всех» и попасть в яблочко. «Наконец настал желанный день. Сестрицы отправились на бал, а Золушка долго смотрела им вслед. Когда их карета скрылась из виду, она горько заплакала. Золушкина тетушка увидела, что бедная девушка плачет, и спросила, чем она так огорчена. — Мне хотелось… хотелось бы… — от слез Золушка не могла договорить. Но тетушка догадалась и сама (она ведь была волшебница). — Тебе хотелось бы на бал, правда? — Ах, да! — со вздохом ответила Золушка. — Обещаешь быть во всем послушной? — спросила волшебница. — Тогда я помогу тебе поехать на бал. — Волшебница обняла Золушку и сказала ей: — Ступай в огород и принеси мне тыкву». Не исключено, что Шарль Перро хотел подчеркнуть: даже находясь в безвыходном положении, каждый получает шанс. Воспользуется он им или нет, зависит только от человека. Под таким углом Золушка совсем не жертва, а человек, которой может правильно расставить приоритеты и воспользоваться шансом. Далеко не каждый это делает в реальной жизни: вот они, козыри на руках, и так хочется всё изменить — однако человек не использует эту возможность. Да, фея послала Золушку на бал, однако дальше её судьба только в её руках. Ведь тётушка-фея не превращает Золушку в принцессу сразу. А ведь могла. Она не приносит счастье на блюдечке с голубой каёмочкой. Золушка самостоятельно проявляет качества, которые у нее изначально есть. Её поездка на бал — это обретение уверенности в себе и возвращение сил и прав, принадлежащих женщине и по праву рождения (благородная и богатая семья), и благодаря огромной внутренней работе над собой. «Золушка» — это сказка не о том, как терпеливой простушке повезло выйти замуж за приличного человека. Это история о том, как молодая девушка вступает во власть, которая принадлежит ей по праву. На языке символов «выйти замуж за принца» — значит объединиться со своим внутренним источником власти и прав в одно целое и стать правительницей своей жизни.
Новые уроки из старой сказки У каждого человека внутри есть источник внутренней силы и право реализовать ее. Вернуть себе это право и присвоить эту власть — значит реализовать себя. Нельзя отчаиваться даже в самой безнадежной ситуации. Жизнь обязательно подбросит шанс, и тогда важно им воспользоваться, быть готовым нарушить правила и изменить порядок. Башмачки надеваются на ноги и символизируют движение. Не стойте на месте, развивайтесь не только теоретически, а и практически, оттачивайте навыки. Научитесь ценить разные проявления жизни, как это делала Золушка: и копаться в золе, и перебирать крупу, и очаровывать гостей на балу, и праздновать триумф. Не думайте, что вы не можете позволить себе поехать на бал. На этом балу вас ждут. автор Елена Солодовникова. По взрослому?… |
||
|
многие сегодня так и поступают, поджидая фею в своих хрущобах, обставленных родительскими стенками…!!
Народ должен стать жить даже немного лучше, чем король, поскольку простой человек ещё к тому же умеет что-то делать. Если не позволит себя ограбить, естественно.