Комментарии

rss - больше»
Новости проекта
Огурцово-ИНФО - Одинцовский блог

По заснеженной шведской равнине

1 080
Вторник, 27 февраля 2018, 10:31

Тема транспортной доступности периодически возникает в обсуждениях на портале, и преимущественно в негативном ключе. Частенько предлагается сравнить с тем, как устроен общественный транспорт в других странах.

Устроен он, если в целом (исключительно на мой персональный взгляд), совершенно не так, как в России.

Но это не так — десятилетия, если не сотня уже лет формирования удобной, общедоступной и, я бы сказал, ориентированной на человека, совокупности транспортной инфраструктуры.

Ваять эссе в поезде из региона Даларна в аэропорт Стокгольма не очень удобно, однако несколько буквально штрихов, характеризующих, например, доступность передвижения по железным дорогам Швеции. И, как мне кажется, это также характеризует и самоуважение шведов к себе, к своему образу жизни, и уважение к каждому другому человеку. Обратите на это внимание, если захотите снова рассказывать про шведский социализм, забыв о том, что этот т. н. социализм формировался не решениями властей (как принято ожидать у нас манны небесной от властителей), а совокупным трудом и общества, и порождаемых обществом управленцев.

Всё, что этим совместным трудом нажито, шведское общество бережёт и улучшает.

Всё для человека, как говорится.

Билеты. Легко приобретаются онлайн. Я покупал билеты, как обычно, сидя в трениках за утренним кофе в Дубках, выбирая наилучшие пересадки, варьируя маршруты, вагоны и места. Выбрал, оплатил, получил на почту билет и привет!

Можно выбрать невозмещаемый, или возмещаемый, немного подороже, но тогда ты имеешь возможность что-то менять в бронировании. Потом забавно наблюдать, как, где-нибудь в двух сотнях километрах от Стокгольма контролёр, любезный и улыбающийся, сканирует код и говорит thank you Vladimir.

Поезда. Ходят по расписанию, чисты, светлы и теплы. Туалеты как человеческие туалеты, едешь ли ты в двадцатиминутном маршруте, или составном, за тридевять земель — чистота туалетов как абсолют. Места продают только сидячие, ты можешь выбрать конкретное место. Удобные отсеки для багажа, для лыж, велосипедов, чемоданов. Есть вагоны тишины, специальный значок показывает — тсссс… (хотя шведы сами по себе не оручая нация). Удобные сиденья, вайфай тянет отлично. Песен с гармошкой никто не поёт, денег на билет до Кишинева не просят.

В буфете напитки, включая вино, покушать нет проблем. При этом, если ты покупаешь кофе, то в течение всей поездки можешь брать кофе ещё бесплатно. Я в шутку спросил, а если я выпью два литра? — no problem Sir, you are welcome!

Инфраструктура. Швеция — страна северная. Соответственно, климат, осадки и прочее. Людям нужна крыша, тепло и проч комфорт. Вокзал в маленьком городке Мура (Mora), совершенно обычный вокзальчик для шведов, в нашем городе смотрелся бы как творение Гауди. Я бы сказал, нелепо… В этом вокзале, скромно-красивом, типично по-шведски удобным, есть всё, что нужно для пассажира, ожидающего поезда. Более того, вокзал — часть транспортного узла (а в городе живёт около 20 тысяч…), и там же под крышей — удобные выходы к автобусам. Опять же — под крышей. То есть ты не стоишь под дождём и снегом. Ты входишь в автобус сухой и счастливый. Табло показывает расписание онлайн, безо всяких безумных крутиковских прожектов… и всё это — работает (простите, трудно удержать от сравнения…). Все двери в этом вокзале открываются. То есть если есть дверь — это дверь, а не место для размещения грязного листка А4 с надписью от руки «Закрыто на ремонт».

Короче. Чтобы точно не вышло эссе, для понимания удобства достаточно.

И вот ещё что — в Швеции нет своей РЖД. Нет своего монополиста. Как минимум четыре, по моим подсчетам, компании управляют транспортом. И всё работает, всё согласовано. Покупая билет из точки, А в точку Б ты, как пассажир, не заморачиваешься, кто тебя перевозит. Ты покупаешь билет, и тебе до лампочки, как там они твой платёж поделят… Ты садишься в поезд и едешь, пересаживаешься и едешь, окружённый элементарными, привычными человеку вещами, не замечая этого комфорта. Потому что это и не комфорт, а нормальное состояние жизнеустройства, в приоритете которого — человек, а не конкретный вождь, утопическая социальная идея, глобальный проект, светлое будущее и проч.

В завершение, напомню, когда-то вычитанное из шведской периодики (частенько вспоминаю, когда слышу воздыхания по шведскому социализму) — «пока вы боролись за коммунизм, мы боролись за чистоту улиц».

Но это уже отдельная тема.

Кстати, если читателям будет интересно, есть занятные наблюдения о сельском хозяйстве Италии в конкретном регионе. Как оно устроено и эффективно работает от италийских царей и Муссолини, до Берлускони и прочих Андреотти. Как, если кратко, не ломать то, что работает, в угоду социальным экспериментам.

  • Местоположение: Швеция
  • Настроение: Всё болит)))
  • Музыка: Стук колёс
itdoc
лично#
fara: Приобретенные признаки не наследуются
Это пачиму? Наследуются, но скачкообразно, при возникновении тупика равновесия. В равновесной системе хаос наибольший, для данного уровня иерархии эволюции. Под действием повреждающих факторов внешней среды случайно возникают скачкообразные изменения в ДНК. Выжившие новые формы продолжают дальше накапливать полезное в границах формы до тех пор, пока не упрутся в новый тупик максимального хаоса для данной формы и т. д. до закономерного возникновения нейронных сетей, способных обмениваться сложными сигналами. На этом уровне сети нейронные, например, всё взрывают и по-новой.

Очень даже наследуется.
fara
лично#
itdoc: Очень даже наследуется.
Нифига, учим матан. Читаем трехтомник Айалы.
itdoc: Под действием повреждающих факторов внешней среды случайно возникают скачкообразные изменения в ДНК. Выжившие новые формы продолжают дальше накапливать полезное в границах формы до тех пор, пока
Мутации — наследуются, модификации — нет. Мутации — случайны и ненаправленны, подвергаются действию отбора при фенотипическом проявлении
itdoc
лично#
Ты считаешь, что форма после мутации — чистый лист, не связанный с формой, у которой мутация возникла. По-моему же, начиная с первичного бульона — единая цепь расходящихся ветвей эволюции через устойчивые формы. Спор о терминах.
fara
лично#
itdoc: Ты считаешь, что форма после мутации — чистый лист, не связанный с формой, у которой мутация возникла. По-моему же, начиная с первичного бульона — единая цепь расходящихся ветвей эволюции через устойчивые формы. Спор о терминах.
Ну не так же. Мутации редко бывают доминантными. Пока накопится, пока выщепится, вот тогда и отбор.
Но если белый человек живет на юге, загорает постоянно, можно сказать — до черноты — негром он не станет. А главное — его дети опять будут белыми.1
itdoc
лично#
Согласно Долло, если свинья вернётся жить в море, рыбой она не станет. В лучшем случае — дельфином. Эволюция имеет направление, закон причин и следствий, не обратимы даже механические системы, вопреки распространённому заблуждению.

Так что, поскольку мы все из Африки, то ожидать появления негра от загара белого означает ожидать нарушения закона Долло, это во-первых. Во-вторых, новая форма возникает из старой только тогда, когда старая достигает тупика равновесия, дальнейший отбор в рамках старой формы становится невозможным. В этом случае, либо форма вымирает, либо, под действием случайного события, вроде прогулки по радиоактивной местности или повышения интенсивности жёсткого космического излучения, возникает мутация и появляется новая устойчивая форма.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи