Комментарии

rss - больше»
Новости проекта
Огурцово-ИНФО - Одинцовский блог

"Царь" и мы

1 159
Пятница, 8 января 2010, 18:47

Посмотрел «Царя». Кажется, так просто, серьезно, сильно никто, кроме Лунгина, сейчас не только не снимает, но даже не стремится снимать. Та напряженность духовной борьбы, то ощущение весомости слова (и ответственности за сказанное), от которых художники и зрители уже почти отвыкли.

 

 

«Царь» – полноценная трагедия уровня Шекспира, Пушкина, Достоевского. Фильм – о вере и безумии, о расщепленной личности. О земных обстоятельствах, которые складываются так, что какой шаг ни сделай – ты обречен на гибель. О Божьем промысле. О русской проблеме власти и народа*. О милости и всеобщей вине…

 

Мастерство Петра Мамонова, исполнителя роли Ивана Грозного — запредельное. Этот человек — с его тщедушной мощью — переворачивает, рушит традиционное понимание актерства. Без всяких приемов и приемчиков — своей органикой, ущербной мимикой, чуть не физиологией — он совершенно иррационально воздействует на тебя. Ты чувствуешь, что мурашки по спине бегут, волосы дыбом становятся. И это при том, что Царь в фильме устраивает беспрерывный кровавый, жестокий спектакль.

 

 

 

Для Олега Янковского роль митрополита Филиппа, очевидно, стала совершенно новым, неожиданным рубежом. Его последняя роль… — и, пожалуй, самая главная. Удивительно по человечности, боли, внутренней силе. А как сыграли И. Охлобыстин, Ю. Кузнецов, А. Макаров!

 

Митрополит Филипп (Олег Янковский)

 

…Иная степень нравственного накала – вот что дают ощутить создатели фильма. «Царь» является попыткой своего рода национального экзорцизма. «А где народ?» — говорит Иоанн в самом конце. Царь — один. Каждый зритель — представитель народа того самого — тоже в этот момент остается наедине со своей душой.

В этом величие фильма — обращение к каждому, и в то же время, ко всем**.

 

Царь Иоанн Грозный (Петр Мамонов)

 

История, в которой безумец, самодержец-параноик, маньяк, чьим идефиксом является народное покаяние, творит произвол, а ему противостоит святой — дает какую-то полузабытую, «средневековую» возможность заглянуть внутрь себя. Попытаться понять, кто я, кто мы, куда мы идем. Тяжелый фильм — вселяет надежду.

 

Пусть это тень от тени: надежда на возможность в самом деле покаяться, измениться, воскреснуть, несмотря ни на что. Но она есть…

 

______

* Сравните с тем, как сильно, и все-таки гораздо проще эта проблема заявлена в хорошем западном фильме «Королева»

** Это возращает искусству его высокое, религиозное предназначение и одновременно функцию власти.

    fedor_ermoshin
    лично#
    SAL: 
    Гость: Автора рецензии зовут Федор.
    Простите меня, Федор. Ваши рассказы мне очень нравятся. Пишите вы хорошо. Тем важнее вам отличать хороший фильм от плохого. Вас читают, вы убеждаете и вам верят. И если вы убеждены, что дурной фильм хорош и пишите об этом, то вам верят. Так формируются вкусы в обществе.
    Спасибо за теплый отзыв!

    Хотелось бы мне верить, что мое мнение может произвести такой мощный резонанс)) Но вообще я стремлюсь быть максимально ответственным за то, что говорю. В том числе, в этой рецензийке.

    В конце концов, на вкус и цвет товарища нет. Видите, и Вам, и мне нравится Тарковский, а в случае с «Царем» мнения разделились. Это нормально.
    В «Царе» для меня огромную ценность представляет то, что Лунгин СЕГОДНЯ говорит о сложных, вечных вопросах. Для меня важно, как сейчас живет эта традиция авторского кино. Я считаю, удивительно, что эта традиция вообще жива. Можно не соглашаться с какими-то историческими частностями, увидеть рыхлости в сценарии «Царя», кое-где указать на небрежную операторскую работу… Но в целом это — свое слово. И очень русский фильм.
    Гость
    #
    Насчёт Охлобыстина хотелось бы поделиться: почему его в священниках держат? Кажется, ему пора полечиться. Он сказал, что играл в «Царе» Зло, а по-моему он играл Мерзость, и сильно стараться не пришлось.
    dimmik
    лично#
    Гость: Насчёт Охлобыстина хотелось бы поделиться: почему его в священниках держат?
    Он подал прошение на имя Патриарха о снятии с себя сана священнослужителя.
    Вопрос пока не решен и находится на рассмотрении у Патриарха.
    Гость
    #
    fedor_ermoshin: В конце концов, на вкус и цвет товарища нет
    тезис применим для коммерческого продукта.
    zhurist
    лично#
    SAL, я со многим выше солидарен, но вот это похоже на неуправляемый занос.
    Цитата: Насчет Голливуда… Им просто некогда тратить время на создание образа… у них другие требования к искусству, поэтому и манера игры актеров «изображаю сам себя» …на данный момент времени, они достаточно безликие
    Голливуд – это ведь не национальное американское кино. Это – киномир, в котором есть ВСЁ, что вообще есть в кино, и время от времени появляется то, чего никогда не было. Стремятся туда со всего света к безграничным возможностям: от камерного артхауса и экспериментов до мегафантастики, от несмываемого «мыла» до трагедии. И уж актеров – как просто интересных, так и выдающихся – там всегда хватало. А главное – не переводятся уникальные режиссеры-личности. Те, кого пока не реинкарнировало наше кино. Ибо, как говорил мой шеф : «профессия режиссера на земле – вторая после бога». Потому как он – творец реальности. (Что в случае с «Царем» хромает на все четыре режиссерских конечности.)
    Гость
    #
    zhurist: но вот это похоже на неуправляемый занос.
    отчего ж?
    Это ж Кончаловский рассказывал, как должен был на гора выдавать несколько фильмов за ограниченное время. Дэвиды Линчи скорее случайное явление.
    SAL
    #
    zhurist: SAL, я со многим выше солидарен
    Ну, хорошо, что хоть со многим согласен. Значит я не безнадежна.
    У нас с тобой разные взгляды на иностранное кино. Ты обозначил как-то в нашем разговоре, мол хорошо, что в последнее время кино становится мировым — приобретает общие традиции не зависимо от той страны, где оно снято. На мой взгляд лучше бы оно оставалось национальным — характернее и самобытнее. Такие «традиции», которые сейчас кочуют из фильма в фильм независимо от того, где он снят, на мой взгляд просто штампы, которые обезличивают душу конкретного национального фильма. По поводу
    [q=zhurist] время от времени появляется то, чего никогда не было
    Появляется время от времени. Вопрос: находит ли развитие? Или тут же тонет в волне других кинопродуктов? Важно, чтобы не только появлялось что-то время от времени, но и сохранялось во времени. Лучшие образцы кино, сохранившиеся во времени и признанные миром были именно глубоко национальны. Голливуд не случайно называют фабрикой. Там варится все, что ты сказал, но что вываривается в результате?
    А еще твой шеф говорил: «Спектакль ставится о человеке, для человека и во имя человека». Таковы ли задачи Голливуда?
    Честно, страшна рада, что ты здесь. Хоть так повстречаться.
    SAL
    #
    fedor_ermoshin: В общем, ничего уж такого безнравственного в том, чтобы говорить об «экономике» кино — нету.
    Ничего безнравственного нет. Есть просто неуместное.
    Видите ли, вспоминая о фильмах Тарковского не приходит в голову сколько они могли стоить в денежном эквиваленте. Как бы высокобюджетны они не были, они все равно бесценны. Его вещи стали мировым достоянием. Это то, что не меряется деньгами и не сравнивается. Времена могут меняться, но истинные ценности остаются неизменными. Достоинство их в том, что их-то как раз не надо объяснять. Тарковского не объясняют, его просто смотрят и становится понятно. Не на уровне разума, на уровне духа. Вы, как человек религиозный, можете понять, что духовное не меряется денежным. Икона тоже чего-то стоит, но верующий на нее молится без мысли о том, сколько он за нее заплатил.
    zhurist
    лично#
    Пока дошло, аж взволновался от интриги…
    Рад слышать, SAL (хотя в озвучке твоим голосом все прочитанное «до» поизменится).
    Не безнадежна. Но, местами, безосновательна.
    Цитата: Такие «традиции», которые сейчас кочуют из фильма в фильм независимо от того, где он снят, на мой взгляд просто штампы
    Разумеется. Там, где штампы. Но общечеловеческими являются не только штампы, правда? Азиаты делают Мировое кино не копированием шаблонов. Ки-Дук уникальный мифотворец, Чжан Имоу обалденный эпический завиральщик. Кар-Вай, Пак-Вук… Глыбы-режиссеры. Штучное кино.
    Цитата: Появляется время от времени. Вопрос: находит ли развитие? Или тут же тонет в волне других кинопродуктов?
    Опять лихачишь. Голливуд с эпохи гастарбайтства Кончаловского явил миру десятки великих имен и фильмов. Все друг на друга влияют. На воровстве лекал не станешь Финчером.
    Цитата: Лучшие образцы кино, сохранившиеся во времени и признанные миром были именно глубоко национальны.
    Нет. Они были глубоко индивидуальны и общечеловечны. Сугубо национальное всегда останется внутринациональным, ну и еще — блюдом для зарубежных гурманов. Не многие осилят традиционную японскую драму, лягушачьи лапки и жареных пауков.

    Заходи лучше в гости.
    SAL
    #
    zhurist: Заходи лучше в гости.
    С удовольствием!
    Только, чур, про кино говорить не будем.
    Комментировать могут только зарегистрированные пользователи