Многие из нас родились и прожили большую/лучшую (молодость потому что) половину жизни именно в эти времена…
Поэтому просто вспомним.
Вчера, 19 декабря исполнилось 112 лет со дня рождения Брежнева Леонида Ильича, генсека, период правления которого кто-то называет «застоем», а кто-то — лучшим временем в истории СССР.
2 мира-2 типа руководителей Новости из мира бездуховности и полураспада (со слов Матхауса и Масала):
Бывший президент США Барак Обама в преддверии Рождества посетил Детский национальный госпиталь в Вашингтоне в шапке Санта Клауса и с мешком подарков. Он поздравил всех с наступающими праздниками, вручил подарки, а также спел We Wish You a Merry Christmas с персоналом госпиталя и станцевал для маленькой девочки. (Есть же в мире нормальные лидеры) Красавец!!!
Как ни крути, а для народа время правления Брежнева было самым стабильным и счастливым за всю историю. Относительно сытая и спокойная жизнь, работа у всех была, десятки миллионов семей получили отдельное жильё.
maslov: 2 мира-2 типа руководителей Новости из мира бездуховности и полураспада (со слов Матхауса и Масала):
Бывший президент США Барак Обама в преддверии Рождества посетил Детский национальный госпиталь в Вашингтоне в шапке Санта Клауса и с мешком подарков. Он поздравил всех с наступающими праздниками, вручил подарки, а также спел We Wish You a Merry Christmas с персоналом госпиталя и станцевал для маленькой девочки. (Есть же в мире нормальные лидеры) Красавец!!!
Маслов всегда всякой фигнёй восхищается, лишь бы импортная. Маслову на дерьме напиши «Маде ин оттуда» — сожрёт всю кучу и нахваливать будет. Русофоб, он и есть русофоб. Негритос-мужчина для него любимый красавец, какого то ещё австралийца полуголого постил. Вобщем не особо я уверен в правильности Масловской ориентации. Похоже Ас был недалёк от истины. Печально. Пусть Обаму на аватарку лепит.
Котиков гладит? Утюжком? Ну зэканско было, Я правда училась в это время потом Андропов, Черненко, Горбачёв и понеслось по кочкам… Кстати авоська-это просто сетчатая сумка, помню резво бежала из магазина, размахайка такая, две бутылки молока об дерево у парадной, а денег больше нет, у соседки просила, Ну так, история…
Ольга Арсланова: А мы продолжаем. И время начать нашу большую тему, тему дня — «Назад в СССР». Все больше россиян, оказывается, ностальгируют по Советскому Союзу.
Виталий Млечин: Давайте вначале о цифрах. Число наших соотечественников, которые сожалеют о распаде страны, достигло максимума за последнее десятилетие. Это следует из опроса «Левада-Центра». Сейчас такого мнения придерживаются 66% респондентов, а всего год назад было 58%. До этого в течение десяти лет показатель не поднимался выше 61%. Большинству ностальгирующих по Союзу более 55 лет, хотя в последние два года такие настроения растут и среди молодежи 18-24 лет.
Ольга Арсланова: Очевидно, это люди, которые Советского Союза никогда не видели, а знают о нем, наверное, исключительно по рассказам, каким-то фильмам, книгам и так далее. Основные причины, по которым россиянам не хватает СССР — разрушение единой экономической системы, потеря чувства принадлежности к великой державе и рост взаимного недоверия и ожесточенности. Вот такие пункты в опросе выбрали россияне.
Прямо сейчас мы запускаем свой опрос для вас, для наших зрителей: а вы скучаете по СССР? Можно отвечать «да» или «нет» на короткий номер, и естественно, звонить в прямой эфир и делиться своим мнением. Если у вас есть какие-то аргументы, развернутая точка зрения, мы вас ждем. И пишите SMS, конечно.
Виталий Млечин: Да, пожалуйста, сделайте это.
Ольга Арсланова: Мы приветствуем в нашей студии нашего гостя, директора Института глобализации и социальных движений Бориса Кагарлицкого. Борис Юльевич, здравствуйте.
Виталий Млечин: Здравствуйте.
Ольга Арсланова: Очень общий опрос. Мы подробностей не знаем. Но как вам кажется, когда людей спрашивали: «Вы ностальгируете по СССР?» — какое время, какой период советский, скорее всего, большинство представляло?
Борис Кагарлицкий: Начнем с того, что вопрос нам не дает вообще представления о том, о чем мы спрашиваем, как ни странно. Потому что когда спрашивают об отношении к СССР, они имеют в виду, скажем, великую державу, распад страны, состоящей из вот этих самых 15 республик — это одна история. А другие имеют в голове представление о великой, драматичной, трагичной иногда истории. Третьи думают о социальном государстве.
Ольга Арсланова: Теория скорее какая-то, а не своя жизнь в рамках.
Борис Кагарлицкий: Да. Почему, может быть, и своя жизнь, но это жизнь в контексте большой истории. Еще раз говорю, третье — это очень важно, потому что СССР был социальным государством, то есть они думают о тех социальных гарантиях, социальных правах, которые у них были и которые ими утрачены.
И в этом смысле, на мой взгляд, вообще самое главное — это не то, как люди думают об СССР, самое главное то, как они думают о сегодняшнем дне, о том, что они сейчас переживают у нас, в нынешней России. И растущая ностальгия по СССР — на мой взгляд, это прежде всего упрек, осуждение, а может быть, даже в каком-то смысле приговор современной действительности, вот о чем идет речь.
Виталий Млечин: Какая претензия к современной действительности, что те времена кажутся такими хорошими?
Борис Кагарлицкий: Они вряд ли кажутся хорошими, это принципиальная ошибка, которая возникает, когда мы интерпретируем подобного рода вещи. Они кажутся не обязательно хорошими, они кажутся в чем-то важном лучшими. Это не одно и то же, как вы прекрасно понимаете. Как люди, например, после войны возвращались с фронта, и тем не менее, вполне понятно, в чем-то то, что они переживали на фронте, могло быть для них более позитивно, чем то, что они испытывали уже в послевоенной жизни. Почему? Потому что тогда, может быть, было ужасно, страшно и так далее, но была цель, была, возможно, какая-то солидарность, это окопное братство, и так далее, была готовность за что-то бороться и чем-то жертвовать. И поэтому для целого поколения фронтовиков, в том числе, которые в 60-е годы себя проявили, это было важно.
Виталий Млечин: Это связано с какими-то личными чувствами, целями, переживаниями, восприятием?
Борис Кагарлицкий: Нет-нет. Понимаете, была тема одно время, что вот, люди ностальгируют по СССР, это они не по Советскому Союзу скучают, а по своей молодости. Но это не так.
Ольга Арсланова: Ну очевидно, что для большинства из нас это родина, мы там родились, и в любом случае какие-то приятные чувства.
Борис Кагарлицкий: Понимаете, какая у нас родина — действительно большая проблема. Вот что наша родина, только нынешняя Россия? Или та большая страна, которая была и которая на самом деле исторически не до конца еще утрачена, слава богу? Это большая проблема.
Но есть еще одна проблема, гораздо более серьезная. Собственно говоря, когда мы обсуждаем СССР, мы об одном и том же говорим, или о разных вещах? Моя коллега Анна Очкина, она в 2012 году, то есть уже шесть лет назад, проводила исследование, публиковала, и там видно, что у людей куча мифов о Советском Союзе уже сложилась, особенно у молодого поколения. Куча мифов.
Причем что интересно? Есть черный миф и есть, условно говоря, красный миф, позитивный. Есть мифы о том, что кругом только репрессии, только дефицит, только диктатура, вообще не повернешься, слова не скажешь, вообще страшно, ужасно, голод и все прочее. И другое, что наоборот — космос, добрые мультики, невероятные научные достижения, социальные гарантии. Да не было никаких очередей, вообще все было, и так далее.
Понимаете, у меня был случай, два человека было молодых, и один из них пришел ко мне на лекцию, потом говорит: «У нас с приятелем странная дискуссия, потому что мы оба выросли в одном дворе, оба вспоминаем примерно одно и то же, только я вспоминаю, что все было очень хорошо, и в общем никаких не было особых проблем, и все было прекрасно, а другой говорит, что кругом был только голод, вообще дефицит, нехватка всего, вообще ужасно жить». Оба в одном дворе, в одной социальной среде жили.
Ольга Арсланова: Совершенно точно, в один период. Примерно о том же пишет наш зритель из Краснодарского края. «О чем тосковать? В деревне, где до 60-х годов не было электричества, паспортов, а были трудодни, когда за продуктами в Москву ездили, мечтали тайно о западных вещах?» — это взгляд на 60-е от одного зрителя. Другая зрительница пишет: «Вспоминаю 60-е. Моя семья получила квартиру, в поселке была музыкальная школа, бассейн, прекрасный каток. А муж вспоминает, что не было паспортов у колхозников, и тяжелый труд».
Борис Кагарлицкий: Понимаете, в общем я думаю, что все правы. Потому что было и то, и другое, и третье, и четвертое. Какая картина складывается в целом — это важно, потому что складывается все равно картина очень драматичной, очень трудной и трагичной даже, но великой истории. И как ни странно, людям зачастую не хватает — вы будете, может быть, удивляться, но людям не хватает истории. Вот они жили в Советском Союзе, в какие-то периоды, не всегда — при Брежневе никакой истории не было, а вот до Брежнева и, может быть, как ни странно, в самые первые годы перестройки было ощущение, что люди жили в истории. Что то, что происходит с ними, с их страной и так далее — это история.
А сейчас люди живут частной жизнью, личной частной жизнью. И они вне истории. И им вдруг начинает ее страшно не хватать, этого коллективного общего опыта. Поэтому говорят, была солидарность. На самом деле в позднесоветские годы солидарности было уже у людей мало, потому что наоборот, та разобщенность, про которую мы сейчас все говорим — это общее место, любого социолога спросите, он подтвердит, что у нас очень разобщенное общество, очень индивидуалистическое общество, как ни странно. При всех разговорах о нашем коллективизме — мы очень индивидуалистическое общество, очень ориентированы на потребление и так далее.
Но беда в том, что все эти пороки современной России зарождались и формировались еще в позднем СССР. И там была очень странная ситуация, когда люди думали: ладно, все, что касается общих дел — это за нас решит государство. То есть все, что касается социального обеспечения, здравоохранения, каких-то политических вещей — это все государство сделает без нас.
И, кстати, было доверие — правильно, сделают, но в общем не наше это дело, они все обеспечат. А что лично от меня зависит — это вопросы семьи, это чтобы обеспечить, достать товары, устроиться на работе хорошо, и так далее — это я должен сам сделать. В итоге получился такой индивидуалист, который все время старается что-то сделать сам и не очень оглядывается на государство, и полагает, что государство все даст.
А потом приходит государство и говорит: «Да мы вам ничего не должны», — как эта дама, Глацких, по-моему. А человек вдруг понимает, что он сам должен от государства чего-то добиться, государство ему ничего уже больше не дает. Раньше советское государство давало. Но этого нет.
Ольга Арсланова: Но при этом опыта формирования какого-то самоуправления, коллективных институтов не сформировалось.
Борис Кагарлицкий: Вот именно, понимаете в чем дело? То есть мы от Советского Союза взяли очень много дурного, и, к сожалению, утратили очень много хорошего. Хотя, повторяю, при этом тот образ, который сложился, на мой взгляд, он выглядит странно, особенно у молодежи. Вот я говорю, спрашиваешь молодых людей — и получается, что это была такая страна, где кругом были репрессии и добрые мультики, что-то такое. А надо понимать, что репрессии были в одно время, добрые мультики в другое.
И вообще-то было достаточно неоднородное время, то есть даже если взять сталинский период, он тоже не одинаковый на протяжении всей своей истории, всей продолжительности. А уж дальше тем более каждая эпоха имела свой облик. Были 60-е годы со своими тоже плюсами и минусами, потому что была оттепель со всеми надеждами, но был расстрел в Новочеркасске в 62-м году, в самый разгар оттепели. Когда интеллигенция восхищалась, как много можно, сколько свободы — и в это же время расстрел в Новочеркасске.
И наоборот, если берем брежневское время, когда вроде все начали сжимать, как-то стало вроде бы похуже со свободой и всем прочим, но при этом уровень жизни рос, реально рос для большинства людей. В это же время, кстати, у людей действительно появилось какое-то чувство спокойствия, стабильности, от которой потом уже тошнило, к концу брежневского времени. Вначале-то это было позитивно, понимаете. То есть неоднозначен каждый период, в нем есть свои плюсы и минусы всегда. …
Новости из мира бездуховности и полураспада (со слов Матхауса и Масала):
Бывший президент США Барак Обама в преддверии Рождества посетил Детский национальный госпиталь в Вашингтоне в шапке Санта Клауса и с мешком подарков. Он поздравил всех с наступающими праздниками, вручил подарки, а также спел We Wish You a Merry Christmas с персоналом госпиталя и станцевал для маленькой девочки.
(Есть же в мире нормальные лидеры)
Красавец!!!
Обама — чмо.
Это да
Пусть Обаму на аватарку лепит.
Щас — это тренд…
И стоит до хрена
Ну зэканско было, Я правда училась в это время потом Андропов, Черненко, Горбачёв и понеслось по кочкам…
Кстати авоська-это просто сетчатая сумка, помню резво бежала из магазина, размахайка такая, две бутылки молока об дерево у парадной, а денег больше нет, у соседки просила, Ну так, история…
Ольга Арсланова: А мы продолжаем. И время начать нашу большую тему, тему дня — «Назад в СССР». Все больше россиян, оказывается, ностальгируют по Советскому Союзу.
Виталий Млечин: Давайте вначале о цифрах. Число наших соотечественников, которые сожалеют о распаде страны, достигло максимума за последнее десятилетие. Это следует из опроса «Левада-Центра». Сейчас такого мнения придерживаются 66% респондентов, а всего год назад было 58%. До этого в течение десяти лет показатель не поднимался выше 61%. Большинству ностальгирующих по Союзу более 55 лет, хотя в последние два года такие настроения растут и среди молодежи 18-24 лет.
Ольга Арсланова: Очевидно, это люди, которые Советского Союза никогда не видели, а знают о нем, наверное, исключительно по рассказам, каким-то фильмам, книгам и так далее. Основные причины, по которым россиянам не хватает СССР — разрушение единой экономической системы, потеря чувства принадлежности к великой державе и рост взаимного недоверия и ожесточенности. Вот такие пункты в опросе выбрали россияне.
Прямо сейчас мы запускаем свой опрос для вас, для наших зрителей: а вы скучаете по СССР? Можно отвечать «да» или «нет» на короткий номер, и естественно, звонить в прямой эфир и делиться своим мнением. Если у вас есть какие-то аргументы, развернутая точка зрения, мы вас ждем. И пишите SMS, конечно.
Виталий Млечин: Да, пожалуйста, сделайте это.
Ольга Арсланова: Мы приветствуем в нашей студии нашего гостя, директора Института глобализации и социальных движений Бориса Кагарлицкого. Борис Юльевич, здравствуйте.
Виталий Млечин: Здравствуйте.
Ольга Арсланова: Очень общий опрос. Мы подробностей не знаем. Но как вам кажется, когда людей спрашивали: «Вы ностальгируете по СССР?» — какое время, какой период советский, скорее всего, большинство представляло?
Борис Кагарлицкий: Начнем с того, что вопрос нам не дает вообще представления о том, о чем мы спрашиваем, как ни странно. Потому что когда спрашивают об отношении к СССР, они имеют в виду, скажем, великую державу, распад страны, состоящей из вот этих самых 15 республик — это одна история. А другие имеют в голове представление о великой, драматичной, трагичной иногда истории. Третьи думают о социальном государстве.
Ольга Арсланова: Теория скорее какая-то, а не своя жизнь в рамках.
Борис Кагарлицкий: Да. Почему, может быть, и своя жизнь, но это жизнь в контексте большой истории. Еще раз говорю, третье — это очень важно, потому что СССР был социальным государством, то есть они думают о тех социальных гарантиях, социальных правах, которые у них были и которые ими утрачены.
И в этом смысле, на мой взгляд, вообще самое главное — это не то, как люди думают об СССР, самое главное то, как они думают о сегодняшнем дне, о том, что они сейчас переживают у нас, в нынешней России. И растущая ностальгия по СССР — на мой взгляд, это прежде всего упрек, осуждение, а может быть, даже в каком-то смысле приговор современной действительности, вот о чем идет речь.
Виталий Млечин: Какая претензия к современной действительности, что те времена кажутся такими хорошими?
Борис Кагарлицкий: Они вряд ли кажутся хорошими, это принципиальная ошибка, которая возникает, когда мы интерпретируем подобного рода вещи. Они кажутся не обязательно хорошими, они кажутся в чем-то важном лучшими. Это не одно и то же, как вы прекрасно понимаете. Как люди, например, после войны возвращались с фронта, и тем не менее, вполне понятно, в чем-то то, что они переживали на фронте, могло быть для них более позитивно, чем то, что они испытывали уже в послевоенной жизни. Почему? Потому что тогда, может быть, было ужасно, страшно и так далее, но была цель, была, возможно, какая-то солидарность, это окопное братство, и так далее, была готовность за что-то бороться и чем-то жертвовать. И поэтому для целого поколения фронтовиков, в том числе, которые в 60-е годы себя проявили, это было важно.
Виталий Млечин: Это связано с какими-то личными чувствами, целями, переживаниями, восприятием?
Борис Кагарлицкий: Нет-нет. Понимаете, была тема одно время, что вот, люди ностальгируют по СССР, это они не по Советскому Союзу скучают, а по своей молодости. Но это не так.
Ольга Арсланова: Ну очевидно, что для большинства из нас это родина, мы там родились, и в любом случае какие-то приятные чувства.
Борис Кагарлицкий: Понимаете, какая у нас родина — действительно большая проблема. Вот что наша родина, только нынешняя Россия? Или та большая страна, которая была и которая на самом деле исторически не до конца еще утрачена, слава богу? Это большая проблема.
Но есть еще одна проблема, гораздо более серьезная. Собственно говоря, когда мы обсуждаем СССР, мы об одном и том же говорим, или о разных вещах? Моя коллега Анна Очкина, она в 2012 году, то есть уже шесть лет назад, проводила исследование, публиковала, и там видно, что у людей куча мифов о Советском Союзе уже сложилась, особенно у молодого поколения. Куча мифов.
Причем что интересно? Есть черный миф и есть, условно говоря, красный миф, позитивный. Есть мифы о том, что кругом только репрессии, только дефицит, только диктатура, вообще не повернешься, слова не скажешь, вообще страшно, ужасно, голод и все прочее. И другое, что наоборот — космос, добрые мультики, невероятные научные достижения, социальные гарантии. Да не было никаких очередей, вообще все было, и так далее.
Понимаете, у меня был случай, два человека было молодых, и один из них пришел ко мне на лекцию, потом говорит: «У нас с приятелем странная дискуссия, потому что мы оба выросли в одном дворе, оба вспоминаем примерно одно и то же, только я вспоминаю, что все было очень хорошо, и в общем никаких не было особых проблем, и все было прекрасно, а другой говорит, что кругом был только голод, вообще дефицит, нехватка всего, вообще ужасно жить». Оба в одном дворе, в одной социальной среде жили.
Ольга Арсланова: Совершенно точно, в один период. Примерно о том же пишет наш зритель из Краснодарского края. «О чем тосковать? В деревне, где до 60-х годов не было электричества, паспортов, а были трудодни, когда за продуктами в Москву ездили, мечтали тайно о западных вещах?» — это взгляд на 60-е от одного зрителя. Другая зрительница пишет: «Вспоминаю 60-е. Моя семья получила квартиру, в поселке была музыкальная школа, бассейн, прекрасный каток. А муж вспоминает, что не было паспортов у колхозников, и тяжелый труд».
Борис Кагарлицкий: Понимаете, в общем я думаю, что все правы. Потому что было и то, и другое, и третье, и четвертое. Какая картина складывается в целом — это важно, потому что складывается все равно картина очень драматичной, очень трудной и трагичной даже, но великой истории. И как ни странно, людям зачастую не хватает — вы будете, может быть, удивляться, но людям не хватает истории. Вот они жили в Советском Союзе, в какие-то периоды, не всегда — при Брежневе никакой истории не было, а вот до Брежнева и, может быть, как ни странно, в самые первые годы перестройки было ощущение, что люди жили в истории. Что то, что происходит с ними, с их страной и так далее — это история.
А сейчас люди живут частной жизнью, личной частной жизнью. И они вне истории. И им вдруг начинает ее страшно не хватать, этого коллективного общего опыта. Поэтому говорят, была солидарность. На самом деле в позднесоветские годы солидарности было уже у людей мало, потому что наоборот, та разобщенность, про которую мы сейчас все говорим — это общее место, любого социолога спросите, он подтвердит, что у нас очень разобщенное общество, очень индивидуалистическое общество, как ни странно. При всех разговорах о нашем коллективизме — мы очень индивидуалистическое общество, очень ориентированы на потребление и так далее.
Но беда в том, что все эти пороки современной России зарождались и формировались еще в позднем СССР. И там была очень странная ситуация, когда люди думали: ладно, все, что касается общих дел — это за нас решит государство. То есть все, что касается социального обеспечения, здравоохранения, каких-то политических вещей — это все государство сделает без нас.
И, кстати, было доверие — правильно, сделают, но в общем не наше это дело, они все обеспечат. А что лично от меня зависит — это вопросы семьи, это чтобы обеспечить, достать товары, устроиться на работе хорошо, и так далее — это я должен сам сделать. В итоге получился такой индивидуалист, который все время старается что-то сделать сам и не очень оглядывается на государство, и полагает, что государство все даст.
А потом приходит государство и говорит: «Да мы вам ничего не должны», — как эта дама, Глацких, по-моему. А человек вдруг понимает, что он сам должен от государства чего-то добиться, государство ему ничего уже больше не дает. Раньше советское государство давало. Но этого нет.
Ольга Арсланова: Но при этом опыта формирования какого-то самоуправления, коллективных институтов не сформировалось.
Борис Кагарлицкий: Вот именно, понимаете в чем дело? То есть мы от Советского Союза взяли очень много дурного, и, к сожалению, утратили очень много хорошего. Хотя, повторяю, при этом тот образ, который сложился, на мой взгляд, он выглядит странно, особенно у молодежи. Вот я говорю, спрашиваешь молодых людей — и получается, что это была такая страна, где кругом были репрессии и добрые мультики, что-то такое. А надо понимать, что репрессии были в одно время, добрые мультики в другое.
И вообще-то было достаточно неоднородное время, то есть даже если взять сталинский период, он тоже не одинаковый на протяжении всей своей истории, всей продолжительности. А уж дальше тем более каждая эпоха имела свой облик. Были 60-е годы со своими тоже плюсами и минусами, потому что была оттепель со всеми надеждами, но был расстрел в Новочеркасске в 62-м году, в самый разгар оттепели. Когда интеллигенция восхищалась, как много можно, сколько свободы — и в это же время расстрел в Новочеркасске.
И наоборот, если берем брежневское время, когда вроде все начали сжимать, как-то стало вроде бы похуже со свободой и всем прочим, но при этом уровень жизни рос, реально рос для большинства людей. В это же время, кстати, у людей действительно появилось какое-то чувство спокойствия, стабильности, от которой потом уже тошнило, к концу брежневского времени. Вначале-то это было позитивно, понимаете. То есть неоднозначен каждый период, в нем есть свои плюсы и минусы всегда.
…