Комментарии

rss - больше»
Новости проекта
Огурцово-ИНФО - Одинцовский блог

Коммунизм здесь и сейчас

1 245
Вторник, 15 января 2013, 16:06

Борис Викторов

forum-msk.org/material/society/9730307.html

Изображение

Зашла у нас на днях речь на марксистском кружке о необходимости рассказать молодым коммунистам, только-только вступившим в партию, о коммунизме. О нашей мечте и нашей цели. И как-то сразу стало понятно, что сложно это будет сделать, длинно и неубедительно, точнее, наукообразно. А хотелось бы коротко, от души и конкретно. В связи с этим хочу высказать несколько соображений.

Первое. Когда-то давно, в конце семидесятых, когда учился в АГУ, забрел я в букинистический магазин — тогда это было модно и среди наших студентов считалось хорошим тоном. И в книжном развале, т. е. на столе, где лежали книги, не отнесенные к какому-либо разделу, наткнулся на брошюру пятидесятых годов издания или даже раньше, точно не помню, которая рассказывала про будущие полеты человека на Луну. Меня тогда поразили иллюстрации, рисованные, естественно. Картинка — поверхность Луны, как тогда представляли, стоит космонавт в скафандре — в общем и целом, похожем на современные, ну там шлем, защитный костюм в виде таких гофрированных колец,, в точности, как белый резиновый человек с рекламы шин «Мишлен». Как я теперь понимаю, ничего удивительного в той картинке нет — потому, что водолазный скафандр — он известен давно и принципиально не отличается от космического. Только вектор давления противоположный — отсюда, наверное, и поперечная прострочка — что бы не раздувался и сохранял гибкость. Очевидное техническое решение для человека, знающего, что такое вакуум. Картинка называлась — космонавт фотографирует поверхность Луны. А теперь внимание, вопрос. Как представляли себе этот процесс гении, которые знали и верили, что человек полетит на Луну? Верили и знали, так же как мы, что коммунизм будет? Как они представляли себе этот процесс и как мы представляем себе коммунизм? Исходя из нашего сегодняшнего технического уровня?

Думаю, не догадаетесь. Перед КОСМОНАВТОМ стоял фотоаппарат на треноге и тряпка, которой закрывают голову при наведении на резкость пластинчатого фотоаппарата, была накинута на этот самый шлем. Смешно? Да, уже тогда мне было смешно и я этот диссонанс отметил, запомнил и сейчас вам рассказываю. Сбывшаяся великая мечта и нелепое, с современной точки зрения, ее материальное воплощение. А что я сам-то, мог знать о будущих цифровых фотоаппаратах и видеокамерах? С пределом мечтаний — зеркальной камерой «Зенит» и фотоувеличителем «Крокус»? А ноутбуки, айфоны, интернет и так далее? Мог ли Циолковский даже подозревать об этом? Когда писал свое гениальное предсказание? Которое в большом, принципиальном, сбылось, а в малом, конкретном — нет? И даже не проговаривалось и не могло и не должно было проговариваться.?!

А теперь самое интересно. Вот мы говорим, что коммунизм будет и даже называем его обязательные признаки — один из них — что бы каждому по потребности — т. е. столько и того, что он сам хочет и от каждого — по способности, т. е. опять же, кто сколько хочет дать и отработать.. Это главный символ веры и мы, будем честны, произнося его, с позиций нашего сегодняшнего дня — не верим в него, естественно. Потому, что представить себе этого не можем и не должны, опять же. Фотоаппарат у нас пока с тряпкой для накрывания головы. Есть другие признаки, которые мы тоже произносим и тоже в них не верим — такой, например, как ассоциация свободных производителей. Как это, свободных производителей? Что это за Циолковщина какая-то? В эпоху «Большой Берты» и пулемета Максим? А фабрики-гиганты? А бюрократический аппарат, который все знает и считает и распределяет все и всех? Не складывается, картинка-то, про фотографирование поверхности Луны.

Про нового человека, гипотетическим появление и существованием которого мы всю эту расползающуюся ткань сшиваем, я вообще молчу.

А вот теперь второе наблюдение, неожиданное и для меня самого. Недавно, пришло мне письмо из одного книжного интернет-магазина, в котором я в свое время купил пару книжек и там говорится:

— Так мол и так, уважаемый Виктор Алексеевич, есть у нас много книжек в электронном виде, которые вы можете скачать, если интересно, и если действительно будет интересно, когда прочитаете — вы нам ДЕНЕГ ПОТОМ ВЫШЛЕТЕ… Столько, сколько сочтете нужным и справедливым…

Упс… Не придал я этому значению, подумал — для лохобанов это, как говорит наш товарищ Леша Сахнин, разводка.

Потом состоялась дискуссия с читателями моей статьи «Безнравственность авторского вознаграждения» на форуме «Альтернатив» (alternativy.ru/ru/node/4458) в ходе которой один человек под ником «Олег К.» начинает надо мной смеяться за приверженность к якобы бесплодному марксизму и при этом рассказывает, что оказывается, есть в ГУ- ВШЭ такой человек — Долгин Александр Борисович, который разрабатывает теоретические основы этой самой постоплаты в отношении продуктов интеллектуальной собственности и более того, создает под это дело реальные, действующие сообщества-проекты, участники которых ИЗ УВАЖЕНИЯ к друг к другу и ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА (!!!) этой самой информацией и постоплатой обмениваются!!! Я тут же вспомнил Илью Пономарева и его рассказы, как он общался с «высоколобыми» из «мозгового центра» Майкрософт и они уговаривали его — на тот момент зампреда комитета Гос. думы по информационной политике и чего-то там еще, сломать систему патентного права в России и отказаться от интеллектуальной собственности, а они уж потом помогут сделать это во всемирном масштабе. Ибо, по мнению этих супермонополистов, патентное право не нужно и вредно человечеству вообще и для их бизнеса в частности и что они готовы отказаться от оплаты их лицензионных программ «Виндоуз», а перейти на ПОСТОПЛАТУ! По факту использования их продукта. Упс… Круг замкнулся. Правда, насколько я помню, там речь не шла о совести и чувстве собственного достоинства.

 

Т. е., получается, что здесь и сейчас, на наших глазах идут процессы, опирающиеся на те самые цифровые технологии, интернет, компьютеры, т. е. ту самую информационную эру, с которой носится Илья и с которой я яростно сражаюсь и которые и есть тот самый принцип — КАЖДОМУ — ПО ПОТРЕБНОСТИ, ОТ КАЖДОГО — ПО СПОСОБНОСТИ!? Более того, все эти торренты, файлообменники, википедии и прочее и даже этот самый пресловутый краутсорсинг, над которым я по невежеству, опять же смеялся, и есть то самое, реальное воплощение коммунизма?! Та самая ассоциация свободных производителей в ПЛАНЕТАРНОМ МАСШТАБЕ?! Без тотальной бюрократии и распределения? Когда постоплата по совести и кто сколько может и хочет? А берешь — опять же сколько хочешь и можешь? Или вообще даром?! И более того, вот эти самые сообщества, где стыдно и неприлично «на халяву» — это и есть тот самый ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО, который хоть в малой части и не поголовно, но уже здесь и сейчас?! Тот самый, идеальный. правильный человек, в котором мы так нуждаемся для наших теоретических построений и в которого мы не очень верим, исходя из нашей сегодняшней практики? Когда кругом одни Агадамовы и Удальцовы? Конечно, не весь и конечно не во всех отраслях экономики — но все равно — это же уже Гагарин полетел! Будущее живет среди нас сегодня?! Вот же оно, доказательство — элементы КОММУНИЗМА, самые сложные, самые неправдоподобные, не социализма, как переходной стадии, а сразу — коммунизма, они вырастают на наших глазах и при нашей жизни, в буржуазном обществе, при капитализме.

И еще одно замечание по поводу нашего тогдашнего спора. Олег К. упрекнул нас всех, что не марксисты это придумали и что нет этого в трудовой теории стоимости. Да, действительно не мы, и действительно нет, а придумали продавцы и маркетологи из интернет-магазинов, а теоретически окормляют институциональные экономисты. Так и Циолковский не разрабатывал пакетную схему двигателей ракеты Р-5, а Королев, и сэр Исаак Ньютон, формулируя свой закон, гласящий, что сила действия равна силе противодействия, не подозревал о существовании реактивных двигателей.

Про другие элементы потребления в странах «золотого миллиарда» — это вообще отдельный разговор, да вы и сами это все знаете. Но там больше про потребление, а я в данном случае — больше про производство и самое главное — про нового человека, без которого никак! Это принципиальная разница.

    Deus_Ex
    лично#
    fang: потом.
    А, окей, а то я подумал, что у меня браузер с утра глючил.
    Да пусть была бы, фиг с ней.
    Matthaus: Музыканты могут и должны зарабатывать концертами, а вот с писателями сложнее — многие вполне обоснованно опасаются, что останутся без серьёзных гонораров за свои произведения при распространении сетевого скачивания контента.
    Нормальные писатели не останутся, а бездарей, ноющих о пиратстве, мне лично не жалко.
    Matthaus
    лично#
    Я бы послал на йух всех наследников авторских прав. Считаю, что созданное человеком должно приносить профит только ему при жизни, но не кодле его наследников в течение 100 лет. Пусть наследуют квартиры, дачи и брюлики, а интеллектуальные продукты — это всенародное достояние.
    Циолковский (Лже)
    #
    Сложный к пониманию текст. Терзания не очень терзают. Да и само слово коммунизм уж очень в кровавом дерьме выполосканное. А так… да. Согласен.
    mar1na
    #
    Согласна, проведенные в текте параллели не для кухарок, а может и для них. С второго, если не с третьего прочтения, особенно про фотоапарат понятно стало и согласна.
    Yuri_NN
    лично#
    fang: А это означает, что если уровень и форма производственных отношений командует «коммунизм», то так тому и быть. Любая другая форма прогорает по несостоятельности.
    Что нужно, чтобы производственные отношения дали такую команду? Понятно, что коммунизм эффективнее любого другого строя и для страны в целом выгоден. Однако он нигде не наступает, видимо, из-за той части населения, которой нравится (выгоден) капитализм.
    Deus_Ex: Такие люди не «ещё» есть, таких людей всё больше.
    Новая надежда дожить до коммунизма?
    fang
    лично#
    Yuri_NN: Что нужно, чтобы производственные отношения дали такую команду?
    Лучше классика, как говорится, не скажешь:
    «…когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут производительные силы и все источники коллективного богатства польются полным потоком, — лишь тогда… общество сможет написать на своем знамени: каждый по способностям, каждому по потребностям!» К. Маркс
    Комментировать могут только зарегистрированные пользователи