Комментарии

rss - больше»
Новости проекта
Огурцово-ИНФО - Одинцовский блог

Зеленые электропоезда, пассажиры-призраки

2 060
Понедельник, 17 октября 2011, 12:45

Мы часто слышим от высокого железнодорожного начальства, что пригородные перевозки убыточны, и что справедливая цена на билет должна быть значительно выше. Большинство пассажиров же считает, что цена, наоборот, завышена. В начале года мы также слышали, что пригородные тарифы устанавливаются региональными властями, и, устанавливая тариф ниже экономически обоснованного, региональные власти должны выплачивать перевозчику компенсацию. Еще нам периодически заявляют, что электрички отменяются в связи со снижением пассажиропотока, однако постоянно забитые электрички заставляют усомниться в справедливости этих заявлений.

Пытаясь докопаться до истины, я нашел интересный документ — отчет ОАО «ЦППК» за 2010 г. Эта компания занимается продажей и контролем билетов, а непосредственно перевозку пассажиров осуществляет ОАО «РЖД». Некоторое время назад отчет был в открытом доступе на сайте компании, но потом его зачем-то убрали. Я успел сохранить документ и закачал его на форум: http://www.odintsovo.i…ile.asp?i=1&mid=03A6B2. Вот некоторые основные цифры из этого отчета.

Всего за 2010 г. компания собрала с пассажиров 9.424.266 тыс. руб., из них 585.595 тыс. собрано кассирами-контролерами.

Компания получила компенсацию в размере 557.219 тыс. руб. за проезд работников ОАО «РЖД» и 4.298.539 тыс. руб. за проезд прочих льготников.

11.970.537 тыс. руб. перечислено ОАО «РЖД» за перевозку пассажиров (5 млрд. руб. за инфраструктуру, 4,91 млрд. руб. за аренду поездов с машинистами, 2,06 млрд. руб. за электроэнергию на тягу), из них 724.735 тыс. руб. возвращено обратно за выполнение работы по продаже билетов.

Собственные расходы компании составили 2.523.697 тыс. руб., из них только 174.417 тыс. руб. пошло на уборку территории и 83.869 тыс. руб. — на уборку подвижного состава.

Никаких компенсаций из регионального бюджета за проезд пассажиров, не имеющих льгот, в структуре доходов компании не показано. При этом в 2009 г. ЦППК получила прибыль в размере 382.606 тыс. руб. В 2010 г. компания могла получить еще большую прибыль, но 617.146 тыс. руб. было потрачено на странную статью «создание резервов по сомнительным долгам», в результате компания осталась в убытке. Таким образом, убыточность пригородных перевозок — это миф, по крайней мере для ЦППК.

А вот снижение пассажиропотока, согласно документу, — это реальность. Несмотря на то, что каждый год компания охватывала все новые направления, пассажирооборот за 2010 г. оказался ниже, чем за 2009-й. Основной причиной этого называется то, что льготникам перестали оформлять проездные на месяц, и они стали меньше ездить из-за нежелания каждый день стоять в очереди в кассу. Хотя возможно, что на самом деле снижение пассажиропотока вызвано еще и уменьшением количества электричек в часы пик, поскольку больше людей просто не может впихнуться в оставшиеся.

Достаточно беглого просмотра отчета, чтобы обнаружить небольшую нестыковочку: в документе много говорится о достоинствах экспрессов, однако в структуре доходов компании есть строка «зеленые электропоезда» (видимо, это такой официальный термин), но нет никаких доходов от экспрессов.

После более внимательного изучения документа можно понять, почему проезд в электричках так дорог. Пассажирооборот компании в 2010 г. составил 7.999.724 тыс. пасс.-км, а вагонооборот — 357.209 тыс. ваг.-км. Разделив одно на другое, получаем, что средняя заполняемость вагона составляет примерно 22 человека. Вот в чем дело! Для таких пустых электричек цены не такие уж и высокие. Однако жители ближнего Подмосковья, которые каждый день ездят на электричках в Москву, привыкли к тому, что в вагоне обычно бывает явно больше 100 человек. Как это может быть? Если сопоставить вагонооборот с расходами на электроэнергию, то получается, что эти величины хорошо согласуются друг с другом, следовательно, вагонооборот в документе скорее всего не завышен. Пассажирооборот с доходами компании тоже хорошо согласуется. Может быть, все дело в зайцах? Но при таком количестве контролеров это маловероятно. Можно предположить, что где-то массово ходят пустые электрички, но ведь компания следит за пассажиропотоком и должна была такие электрички отменить. Остается предположить, что нам только кажется, что электрички забиты битком, а на самом деле большинство тех, кого мы видим в вагонах, — это призраки.

В прошлом году в компании в среднем работало 646 кассиров-контролеров и 485 контролеров автоматических пропускных пунктов. В этом году количество контролеров заметно выросло, уже можно увидеть жетоны с номерами, превышающими 2000. По словам самих контролеров, их стало столько, что их выручки едва хватает им на зарплату.

Теперь попробуем оценить, во сколько обошлось бы бюджетам Москвы и области предоставление бесплатного проезда в электричках всем жителям. При бесплатном проезде кассиры и контролеры не нужны. Прибавляя к расходам на перевозку пассажиров расходы на уборку и вычитая все компенсации, перечисляемые компании, получаем 6,65 млрд. руб. Из этой суммы еще следует вычесть деньги на содержание турникетов и касс. К сожалению, эти расходы отдельно в отчете не показаны, а входят в расходы на инфраструктуру (5 млрд. руб.), так как кассы и турникеты были до создания ЦППК и принадлежат РЖД. С другой стороны, при бесплатном проезде пассажиропоток несколько вырастет, поэтому расходы увеличатся, и получатся примерно те же 6-7 млрд. Для области это может быть многовато, но для Москвы, которая каждый год планирует тратить десятки миллиардов на строительство автомобильных дорог, это не так уж много. Если же удастся поднять среднюю заполняемость вагона с 22 хотя бы до 50 человек, не повышая максимальную, то вообще хватит тех 4,3 млрд., которые сейчас перечисляются за льготников.

А ведь бесплатный проезд в электричках мог бы немного разгрузить автомобильные дороги, и можно было бы меньше средств тратить на борьбу с пробками. Кроме того, нынешняя система контроля оплаты проезда создает угрозу жизни людей, вынуждая «зайцев» обходить турникеты по путям, а на повышение безопасности жалеть деньги не надо.

    prAteh
    лично#
    ujcnm: 
    prAteh: А почему нет?
    А вы подумайте.
    Да тут как не думай, хуже чем есть сейчас, не станет. Не надо нас запугивать. Другое дело, что до Голицино тоже немало людей едет.
    Yuri_NN
    лично#
    Кстати, выравнивать загруженность электричек нужно, те только отменяя/укорачивая их в дальних зонах, но и добавляя в ближних. Последнее сейчас особенно актуально. Если перед можайской электричкой пустить лишнюю одинцовскую, то, возможно, люди сами разберутся, кому на какой надо ездить, потом кто-то пересядет на электричку с автомобиля/автобуса (к чему и надо стремиться), и не придется ничего отменять.
    Гость
    #
    Все правильно здесь говорят про короткие электрички.
    Вывод: короткие поезда выгодно пускать только в час пик следом за экспрессом.

    Догадайтесь зачем?

    Меня этот беспредел в пятницу тоже взбесил!!!
    prAteh
    лично#
    Гость: Все правильно здесь говорят про короткие электрички.
    Вывод: короткие поезда выгодно пускать только в час пик следом за экспрессом.

    Догадайтесь зачем?

    Меня этот беспредел в пятницу тоже взбесил!!!
    Но с учетом того, что на экспресс надо заранее покупать билет особого образца (еще выстояв приличную очередь) этот фокус не пройдет!
    Yuri_NN
    лично#
    prAteh: Нынешний упор на дальние электрички оптимизма не вселяет.
    Вот, когда сделают единый тариф для любой поездки дальше 70 км, тогда, возможно, дальних электричек и поубавится.
    С пересадкой с длинных электричек на короткие в Одинцово есть некоторые технические сложности. При существующем путевом развитии получится так, что длинная электричка будет приходить на 1-й путь, а короткая — уходить с 3-го, т. е. придется бежать через мост. Чтобы это исправить, нужно положить еще 4 стрелки, а это ради каких-то пригородных перевозок вряд ли будут делать. Но возможен вариант: длинная от Москвы до Голицыно, за ней короткая от Одинцово до Можайска, длинная от Москвы до Одинцово; пересадка в Отрадном и Голицыно.
    i-rem-i
    лично#
    на 0:23 иногда отменяют, ох какой же попадос получается помню зимой было, ждал 50 мин, автобусы уже не ходили и, когда на часах было 00:30 и народ стал возмущаться, по громкоговорителю обьявили, что электричка отменяется оставалось только на такси ехать, а таксисты, когда догадались в чем дело, завысили цены в 2 раза. это было раз пять, а те люди, что отдали последние деньги на дорогой билет, шли ночевать к кассам до утра
    ujcnm
    лично#
    Yuri_NN: Освобождающиеся в варианте редких электричек нитки графика вряд ли будут использованы.
    А вот нифига. И это основная причина, по которой РЖД (и не только Р) предпочитают сокращать частоту, а не длину электричек и формирует максимально длинные товарняки.
    Yuri_NN: Не возражаю, хотя возможны некоторые возражения от тех, кто ездит до Отрадного и Пионерской.
    А от тех, кто живет на Союзной и Вокзальной?
    Пришла Москва-Одинцово, Одинцово-Голицино через час, толпе дан час на разграбление товарных запасов пива со всеми вытекающими в подъездах последствиями. Да и курящая галдящая толпа на платформе… удовольствие ниже среднего.
    prAteh
    лично#
    ujcnm: 
    Yuri_NN: Освобождающиеся в варианте редких электричек нитки графика вряд ли будут использованы.
    А вот нифига. И это основная причина, по которой РЖД (и не только Р) предпочитают сокращать частоту, а не длину электричек и формирует максимально длинные товарняки.
    Yuri_NN: Не возражаю, хотя возможны некоторые возражения от тех, кто ездит до Отрадного и Пионерской.
    А от тех, кто живет на Союзной и Вокзальной?
    Пришла Москва-Одинцово, Одинцово-Голицино через час, толпе дан час на разграбление товарных запасов пива со всеми вытекающими в подъездах последствиями. Да и курящая галдящая толпа на платформе… удовольствие ниже среднего.
    Чувствуется, что вы на электричках не ездите и не в теме. Кто ж эту толпу за турникеты-то выпустит? Будут час на платформе стоять, для РЖД — это норма. И по вашему сейчас этой курящей — галдящей толпы нет? На землю спуститесь, хватит в облаках витать.
    Yuri_NN
    лично#
    ujcnm: формирует максимально длинные товарняки
    В наших краях длинными товарняками возить нечего. У нас график можно забить только экспрессами, на которых мало кто ездит.
    ujcnm: Пришла Москва-Одинцово, Одинцово-Голицино через час
    А почему не через 5-10 минут?
    Гость
    #
    Yuri_NN: Чувствуется, что вы на электричках не ездите и не в теме. Кто ж эту толпу за турникеты-то выпустит? Будут час на платформе стоять, для РЖД — это норма. И по вашему сейчас этой курящей — галдящей толпы нет? На землю спуститесь, хватит в облаках витать.
    Это Вы видимо в облаках! Знать надо о своих правах! По билету от Одинцово до Беговой можно выйти на Сетуни, например, погулять, зайти и доехать до Беговой.
    prAteh
    лично#
    Гость: 
    Yuri_NN: Чувствуется, что вы на электричках не ездите и не в теме. Кто ж эту толпу за турникеты-то выпустит? Будут час на платформе стоять, для РЖД — это норма. И по вашему сейчас этой курящей — галдящей толпы нет? На землю спуститесь, хватит в облаках витать.
    Это Вы видимо в облаках! Знать надо о своих правах! По билету от Одинцово до Беговой можно выйти на Сетуни, например, погулять, зайти и доехать до Беговой.
    Только гулять не менее 20 минут придется
    Yuri_NN
    лично#
    Гость: По билету от Одинцово до Беговой можно выйти на Сетуни, например, погулять, зайти и доехать до Беговой.
    В правилах проезда, которые висят в вагонах, написано, что с разовым билетом выйти раньше станции назначения можно, а войти обратно — нет. Или опять что-то поменялось?
    Гость
    #
    Я выходила на Сетуни провела около часа в Сбере, вернулась и доехала до Беговой. Мне сказали, что так можно в кассе при покупке одного билета Одинцово-Беговая.
    prAteh
    лично#
    А кстати, что плохого, если на время ожидания электрички люди пройдутся по одинцовскому рынку и торговым центрам? Там ведь сейчас почти нет покупателей, возможно это и одинцовским предпринимателям поможет.
    Комментировать могут только зарегистрированные пользователи