Комментарии

rss - больше»
Новости проекта
Огурцово-ИНФО - Одинцовский блог

Любопытные истории о Саввино-Сторожевском монастыре

733
Воскресенье, 27 сентября 2009, 00:27

Монастырь этот всем хорошо знаком. Фотографии имеются в галерее портала. И сегодня монастырь принимает высших лиц государства, в перерывах между чашками чая подкидывая мысли о том, что хорошо бы в древней обители построить сауну и бассейн. (Это не шутка, это фрагмент из беседы монашествующих с президентом Путиным во время его визита в С.С.М.)

 

Фото anikol

Фото Anikol

Попадал монастырь в историю не раз. Всякое было:

С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. Том 14. Глава 3

 

Перемен в быте крестьян не было: по-прежнему громадная страна была мало населена, по-прежнему оттого рабочие были при креплены к земле, по-прежнему бегали от крепостной зависимости и гоньба за человеком составляла одно из важных занятий правительства и частных людей. Несколько крестьянских семейств убежало из Звенигородского уезда с земель Саввино-Сторожевского монастыря. Через четыре года они были сысканы (в 1696 г.) и порассказали любопытные подробности о своих бегах. Они ушли в Данков и стали жить в крестьянстве за тамошним подьячим Яковлевым. Через год подьячий начал их из крестьянства отсылать для того, что у них отпускной никакой не было, дал им рубль денег и велел им от себя идти: "Где-нибудь напишите отпускную властелинским именем, и мне та отпускная будет в оправдание". Крестьяне отправились куда глаза глядят и в Тульском уезде нашли благодетеля, какого-то дьячка, который им написал отпускную, подписал имена архимандрита, келаря, все как следует, и взял за труд двадцать алтын. Крестьяне сейчас же возвратились в Данков и подали отпускную подьячему; тот был очень доволен. "Эта ваша отпускная, - сказал он, - мне в поправку, мне теперь за вас пожилых денег не платить". Подьячий стал спокойно распоряжаться крестьянами и дочь одного из них выдал замуж за сына боярского взявши с жениха выводу двенадцать копен ржи.

 

Как видим, жилось крестьянам монастырским весьма не сладко. Бежать в те годы было делом рискованным - поймали бы, без наказания не обошлось. Но иногда крестьяне шли на ещё больший риск, поднимаясь против эксплуататоров на вооружённую борьбу. Вот как описывает восстание монастырских крестьян всё тот же историк:

С.М. Соловьев История России с древнейших времен Том 5 Глава 3.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ АННЫ ИОАННОВНЫ

К середине XVIII в. сильно обветшавшие монастырские постройки требовали срочного ремонта. После одного из пожаров много лет без кровли стоял Царский дворец. Монастырская казна была пуста, и, пытаясь найти хоть какой-то выход, власти обители решились возложить дополнительные налоги на монастырских крестьян. Ответом стали волнения крестьян, продолжавшиеся с весны до глубокой осени 1760 г., кульминацией которых явилось столкновение крестьян с присланой из Москвы воинской командой на Турицыном лугу под монастырем, названное в документах "совершенным сражением". Только в декабре, после присылки новых солдат и объявления крестьянам, что воинская команда будет жить за их счет, волнения улеглись.

 

Историк описывает бунт более-менее благообразно - поиздержались, мол, монахи, крыши не было на Царицыных палатах, потому и стали новые налоги на крестьян вводить. Однако книга «Одинцовская земля» подаёт эту историю несколько иначе, читаем главу«Саввинская слобода»:

Монастырь же был крупным землевладельцем, увеличивал барщину, вводил новые оброки, которых в XVIII в. было до 33-х. В 1760 г. архимандрит Павлуцкий согнал монастырских крестьян на чистку пруда у монастыря. Пора стояла страдная и собственные крестьянские поля остались необработанными. Возмущенные крестьяне три дня держали обитель в осаде и лишь вызванная из Москвы рота гренадеров оттеснила бунтовщиков. Затем между военными и крестьянами, находившимися на уборке монастырского сена произошло вооруженное столкновение, подавленное только с помощью второй воинской команды, опять же присланной из Москвы. По челобитной крестьян провели расследование; монастырь оштрафовали, а пострадавшим разрешили возвести храм в память о погибших земляках. На средства вдов и сирот, "тщанием народным" в Саввинской Слободе была построена церковь Николая Чудотворца. А 26 февраля 1764 г. Екатерина II подписала указ, согласно которому все вотчины духовных феодалов передавались государству.

 

Как видим, здесь ситуация звучит совсем иначе. Ни о каком Царицыном дворце и речи нет. Монастырский самодур учинил явное беззаконие, мало ему было 33-х шкур с крестьян, захотел 34-ю - чтоб пруд крестьяне ему почистили. И довёл дело до восстания.

Сейчас религия от государства отделена, хотя получает от него всевозможные преференции. Церковники имели таможенные льготы на ввоз в страну табака и спиртного, получали квоты на вылов краба и вывоз из страны нефти. Церковники освобождены от налогов, никто не знает, каковы их доходы. А в прежнее время, при царях, монастыри являлись доходной статьёй в бюджете государства. Но от уплаты налогов, увы, уклонялись, тот же Соловьёв пишет:

"Относительно уплаты доимок слышались сильные жалобы на монастыри. В 1736 году председатель Коллегии экономии донес, что на архиерейских домах и монастырях большая доимка. По указу императрицы велено было заплатить ее в два месяца, но указ не был исполнен. Коллегия экономии представила об этом Синоду; Синод приказал заплатить немедленно, а пока не будет уплачено, в монастырях властям на свои властелинские места в церквах не становиться. Но и после этого доимки не только не были заплачены, но и еще умножились. Коллегия экономии послала офицеров для взыскивания доимок, но до конца 1739 года доимка все еще не была заплачена. На Саввино-Сторожевском монастыре оставалось доимки 20415 рублей. Председатель Коллегии экономии оканчивал свое донесение об этом так: «Приказные и стряпчие тех монастырей хотя и содержатся скованы под караулом, точию они власти то задержание ни во что вменяют»

 

Монастыри не ограничивались "сидением" на одном и том же месте, они вели активную экспансию. Отрывок из книги некоего мусульманского историка, в которой упоминается Саввино-Сторожевский монастырь:

 

Вахит Имамов. Запрятанная история татар

 

К 1682 году - началу нового восстания в ходе освободительного движения - захват земель в Казанской провинции был уже почти завершен. Русские колонизаторы перешли в Закамье и уже там стали захватывать лучшие участки земли, находящиеся неподалеку от Уфимской, Мензелинской, Заинской, Осинской крепостей. У нас нет точных данных именно о 1682 годе, но к 1700-му число русских помещиков в Закамье достигло 162 дворян (И. Акманов). Беззастенчивый захват земель шел и со стороны христианских монастырей. Так, лучшие земли в Мензелинском воеводстве, по рекам Кама, Ик и Белая, насильственно захватили Саввино-Сторожевский и Костромской монастыри. Начиная с 1655 года, жители нескольких волостей Мензелинского воеводства направляли челобитные в Москву с требованием возвратить земли. Тяжба между монастырями и мусульманскими старшинами продолжалась десятки лет, и всегда какой-нибудь ее этап заканчивался запугиванием местных мусульман. Увидев бессилие местного населения перед царскими властями, на закамские земли позарились священнослужители и Елабужского, Успенского, других монастырей. Вместе с основанием русских сел и поместий шло и разорение мусульманских вотчин.

 

Ну, а этот отрывок из всё той же книги "Земля одинцовская" описывает события 1917 года:

Глава «Звенигород»

 

Переход власти в руки большевиков в Звенигороде произошел 16 ноября 1917 г.. Отряд красноармейцев-рабочих и солдат из Павловской слободы без сопротивления вошел в город и за несколько часов занял все административные здания, почту, телеграф. Вскоре сюда прибыл с мандатом продкомиссара Константин Иванович Макаров. Сформированный им отряд реквизировал у монахов Савво-Сторожевского монастыря 800 пудов хлеба и других продуктов.

 

15 мая набат звенигородского колокола собрал в монастырь кулаков и часть крестьян. Вместе с монахами они требовали у комиссара ключи от помещения с конфискованным хлебом. Получив отказ, мятежники схватили и убили Макарова. В тот же день погиб секретарь Ягунинского волисполкома Василий Дмитриевич Соколов и милиционер Яков Иванович Ротнов. К вечеру подошел вооруженный отряд из Дедовска, который подавил восстание.

 

Ну, и напоследок - история про монахов Саввино-Сторожевского монастыря Дионисия Грека и Дионисия Кобылу:

 

В следственных материалах по делу Дионисия Грека читаем: « По тем письмам Отца и Сына и Святаго Духа отрицался и крест под пятою носил и призывал в помощь Сатану и бесов, да те письма над питьем чол и для блудного дела девкам пить давал и сам пил». Всему этому безобразию Дионисия Грека научил Дионисий Кобыла. Чтобы убедиться в действенности колдовства, они пошли к бобылю Семену Черному с намереньем склонить к блуду двух его дочерей, напоив их наговоренным вином. Девки со старцами «блудно дело творить не пожелали». Раздосадованный Дионисий Грек даже «бранил матерны» Дионисия Кобылу, «что он по тем письмам имя Божие хулит и Диавола призывает, но по тому его призыву ничего не делаетца». А Дионисий Кобыла оправдывался и приводил примеры, когда заговор сработал и девки на блуд согласились.

 

Так сожгли в 1702 году Дионисия Грека, монаха Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом, "за колдовство и богоотступничество" ...

    Margarita
    #
    Цитата:  Так сожгли в 1702 году Дионисия Грека, монаха Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом, "за колдовство и богоотступничество"…
    Дикие нравы, говорите? Зато сейчас растлить ребенка, сбить пешехода, избить негра, украсть миллион ничего не стоит Безнаказанность и бессовестность повсюду.
    Гость
    #
    Margarita:  Дикие нравы, говорите? Зато сейчас растлить ребенка, сбить пешехода, избить негра, украсть миллион ничего не стоит Безнаказанность и бессовестность повсюду.
    Это точно. В том числе и среди воцерковленных персонажей.
    ac19411941
    лично#
    Вот и Николашка-2 Кровавый, опирался в угнетении Народов Империи на церковников, потом от Народа и получил……. Cмешно было вчера смотреть очередной ублюдок фильм - Господа офицеры, натуральный североамериканский боевик, но с крестами и Царями.
    ac19411941
    лично#
    Фотография обрабатывалась активно в фотоджёпе, тени как от двух Солнц.
    Комментировать могут только зарегистрированные пользователи